А |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Философская
пинакотека
Философия
и философы в
изобразительном
искусстве
Абеляр Пьер (Doctor Scholasticus – Схоластический доктор, 1079-1142)
· Бенувиль. Абеляр беседует с учениками в окрестностях Мелёна (1837, Мюнхен, Новая пинакотека)
o
Пьер
Абеляр (1079-1142)
· Дали. Элоиза и Абеляр: Литография из серии «Дантов ад»
· Кауфман. Прощание Абеляра с Элоизой (1780, Санкт-Петербург, Эрмитаж)
o
Пьер Абеляр (1079-1142)
o Элоиза (жена Абеляра, ок. 1098-1164)
* «… после
рождения
нашего
младенца,
порученного
попечению
моей сестры,
мы тайно
возвратились
в Париж и
через
несколько
дней, проведя
ночь в
молитвах в
одной из
церквей, мы рано
поутру
получили там
же брачное
благословенье
в
присутствии
дяди Элоизы и
нескольких
наших и его
друзей. Затем
мы тотчас же
и тайком
отправились
каждый в свой
дом и после
этого
виделись
редко и
втайне,
стараясь
всячески
скрыть наш
брак. Однако
же дядя
Элоизы и его
домашние,
желая
загладить
свой прежний
позор, начали
говорить
всюду о
состоявшемся
браке и тем
нарушили
данное мне
обещание.
Напротив,
Элоиза стала
клясться и
божиться, что
все эти слухи
– ложь.
Поэтому дядя,
сильно
раздражённый
этим, часто и
с бранью нападал
на неё. Узнав
об этом, я
перевёз Элоизу
в женский
монастырь
Аржантейль,
недалеко от
Парижа, где
она в детстве
воспитывалась
и обучалась.
Я велел
приготовить
для нее
подобающие
монахиням
монашеские
одежды (кроме
покрывала) и
сам облёк её
в них. Услышав
об этом, её
дядя, родные
и близкие ещё
более
вооружились
против меня,
думая, что я
грубо
обманул их и
посвятил её в
монахини,
желая
совершенно
от неё
отделаться»
(П. Абеляр.
«История моих
бедствий»).
· Французский скульптор (XIX в.). Надгробие Абеляра и Элоизы (1817, Париж, кладбище Пер-Лашез)
o Надгробие Абеляра и Элоизы (фрагмент)
o Надгробие Абеляра и Элоизы: Саркофаг
Августин Аврелий (354-430)
Миниатюры (миниатюрных изображений Августина пока нет, но около ста миниатюр будут добавлены в скором времени)
Другие (гобелены, мозаики)
Аверроэс (Абу аль-Валид Мухаммад ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Рушд, 1126-1198)
Список изображений Аверроэса – на отдельной странице.
Авиценна (Абу ‘Али аль-Хусайн ибн ‘Абд Аллах ибн Сина, 980-1037)
· Унвер Сухейль. Шейх ар-Раис Ибн Сина аль-Бухари: Книжная иллюстрация
· Английский миниатюрист (XIV в.). Строение мозга по Авиценне: Иллюстрация на пергаменте (ок. 1300, Кембридж, Университетская библиотека)
· Неизвестный художник. Гиппократ, Гален и Авиценна: Иллюстрация из издания сочинений Галена
o
Авиценна (Ибн
Сина,
980-1037)
Аврелий
Августин – см. Августин
Аврелий
Аврелий Марк (Марк Аврелий Антонин, первоначально Марк Анний Вер, 121-180 н.э.)
Список изображений Марка Аврелия – на отдельной странице.
Агриппа Неттесгеймский Генрих Корнелий (1486-1535)
· Неустановленный художник (XVII век). Агриппа Неттесгеймский (Bibliotheca chalcographica, 1669)
Аквинский
Фома – см. Фома
Аквинский
Алкуин Флакк Альбин (ок. 732-804)
· Шнец. Алкуин преподносит рукописи, обнаруженные его монахами, Карлу Великому и его двору (1830, Париж, Лувр)
o
Флакк Альбин Алкуин (ок. 732-804)
Альберт Великий (Альберт фон Больштедт, Doctor Universalis – Всеобъемлющий доктор, ок. 1200-1280)
·
Джованни
ди Паоло. Первый
хоровод
двенадцати
учителей
мудрости, ведомых
Фомой
Аквинским: Иллюстрация
к Десятой
песни «Рая»
Данте
(между 1442-1450, Лондон, Британская
библиотека)
o
Альберт
Великий (ок. 1200-1280)
· Йос ван Гент. Альберт Великий (ок. 1474, Урбино, Национальная галерея Марке?)
· Лауфенберг. Альберт Великий (2001)
·
Стайс.
Альберт
Великий (©
· Томмазо да Модена. Святой Альберт Великий (1352, Тревизо, церковь Сан-Никколо, Зал капитула)
·
Флюэллинг Ралф
Карлин. Альберт
Великий: «Творение
во времени
есть
проявление
вечной
божественной
активности»:
Мозаичное
панно в
Главном
читальном
зале Философской
библиотеки
имени
Джеймса Хармона
Хуза
(1929,
Лос-Анджелес,
Университет
Южной
Калифорнии, Мадд-холл).
· Неустановленный художник (XVII век). Альберт Великий (Bibliotheca chalcographica, 1669)
· Неустановленный художник (XVII век). Альберт Великий (Bibliotheca chalcographica, 1669)
Альдрованди
Улиссе (1522-1605)
· Неустановленный художник (XVII век). Улиссе Альдрованди (Bibliotheca chalcographica, 1669)
Альстед
Иоганн
Генрих (1588-1638)
·
Неустановленный художник (XVII век). Иоганн Генрих Альстед
(Bibliotheca chalcographica, 1652)
Альтюсер Луи
(1918-1990)
·
Васко. Луи
Альтюсер
(©
Амброджини
Анджело – см. Полициано
Анджело
Анаксагор (ок. 500 – ок. 428 до н.э.)
· Лебидцкий (по эскизам Карла Раля). Афинские философы: Фрагмент фрески правой лоджии фасада (Афины, Национальный университет)
o Анаксагор (ок. 500 – ок. 428 до н.э.)
o
Анаксагор (фрагмент)
o
Анаксагор (фрагмент
крупным
планом)
· Рафаэль. Афинская школа (1510-1511, Рим, Ватикан, Станца делла Сеньятура)
o Анаксагор (ок. 500 – ок. 428 до н.э.)
o Анаксагор, Анаксимандр, Аверроэс и Пифагор (фрагмент крупным планом)
·
Флюэллинг Ралф Карлин. Анаксагор: «Ум
бесконечен и
самовластен»:
Мозаичное
панно в
Главном
читальном
зале
Философской
библиотеки
имени Джеймса
Хармона Хуза
(1929,
Лос-Анджелес,
Университет
Южной
Калифорнии, Мадд-холл).
Анаксимандр (610-546/545 до н.э.)
· Рафаэль. Афинская школа (1510-1511, Рим, Ватикан, Станца делла Сеньятура)
o Анаксимандр (610-546/545 B.C., иногда идентифицируется как Боэций)
o
Анаксимандр (фрагмент)
o
Анаксимандр (фрагмент
крупным
планом)
Анахарсис (VI в. до н.э.?)
· Немецкий художник (XIX в.). Анахарсис: Иллюстрация из «Галереи древних греков и римлян» (Galerie der alten Griechen und Rцmer. – Аугсбург, 1801)
Ансельм
Кентерберийский (Ансельмо
из Аосты, Doctor Marianus, 1033/34-1109)
·
Романелли Джованни Франческо (и
мастерская). Встреча
графини
Матильды и
Ансельма
Кентерберийского
(1637-1642, Рим, Ватикан, Галерея
Романелли)
o
Ансельм
Кентерберийский (1033/34-1109)
Антисфен (444 – после 371 до н.э.)
· Лебидцкий (по эскизам Карла Раля). Афинские философы: Фрагмент фрески правой лоджии фасада (Афины, Национальный университет)
o Антисфен (444 – после 371 до н.э.)
o
Антисфен (фрагмент)
o
Антисфен (фрагмент
крупным
планом)
· Рафаэль. Афинская школа (1510-1511, Рим, Ватикан, Станца делла Сеньятура)
o Антисфен (444 – после 371 до н.э., иногда идентифицируется как Ксенофонт)
o Сократ с учениками: Алкивиадом, Антисфеном, Эсхином (фрагмент)
o Сократ с учениками (фрагмент крупным планом)
· Древнеримский скульптор (копия с греческого оригинала конца III – начала II в. до н.э.). Антисфен Афинский (Лондон, Британский музей)
· Немецкий художник (XIX в.). Антисфен: Иллюстрация из «Галереи древних греков и римлян» (Galerie der alten Griechen und Rцmer. – Аугсбург, 1801)
Аполлоний Тианский (I в. н.э.)
· Мелон. Аполлоний (между 1685-1687, Версаль, Парк Версальского дворца)
o
Аполлоний (фрагмент)
·
Немецкий художник (XIX в.). Аполлоний Тианский:
Иллюстрация из «Галереи древних греков и римлян» (Galerie
der alten Griechen und Rцmer. – Аугсбург, 1801)
Апулей Луций (ок. 124 – после 170)
·
Немецкий художник (XIX в.). Апулей:
Иллюстрация из «Галереи древних греков и римлян» (Galerie
der alten Griechen und Rцmer. – Аугсбург, 1801)
Аргиропул Иоанн (1415-1487)
· Гирландайо Доменико. Призвание первых апостолов (1481, Рим, Ватикан, Сикстинская капелла)
o Римские флорентийцы (фрагмент крупным планом)
§
Иоанн
Аргиропул (1415-1487)
Аретино Леонардо – см. Бруни Леонардо
Аристипп из Кирены (ок. 435-366 до н.э.)
· Немецкий художник (XIX в.). Аристипп: Иллюстрация из «Галереи древних греков и римлян» (Galerie der alten Griechen und Rцmer. – Аугсбург, 1801)
Аристоксен (2-ая половина IV в. до н.э.)
· Рафаэль. Афинская школа (1510-1511, Рим, Ватикан, Станца делла Сеньятура)
o Аристоксен (2-а половина IV в. до н.э., обычно идентифицируется как Парменид)
Аристотель (384-321 до н.э.)
Список изображений Аристотеля – на отдельной странице.
Арминий Якоб (Якоб Харменсен или Херманц, 1560-1609)
· Неустановленный художник (XVII век). Якоб Арминий (Bibliotheca chalcographica, 1669)
Арно Антуан (1612-1694)
·
Лица,
связанные
с Антуаном
Арно:
o Шампень Филипп, де. Портрет Робера Арно д’Андийи (брата Антуана Арно, 1588-1674)
Аруэ
Франсуа-Мари – см. Вольтер
Архит Тарентский (IV в. до н.э.)
· Немецкий художник (XIX в.). Архит Тарентский: Иллюстрация из «Галереи древних греков и римлян» (Galerie der alten Griechen und Rцmer. – Аугсбург, 1801)
А |
||||||||||||||||||||||||||||||||