Прочие
персонажи и
темы |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Философская
пинакотека
Философия
и философы в
изобразительном
искусстве
· Андреа да Фиренце. Триумф святого Фомы и аллегория наук (1365-1368, Флоренция, церковь Санта-Мария Новелла, Капелла Спаньюоло)
· Бартоломе. Истина, Философия и Природа: Макет скульптурной группы для памятника Жан_Жаку-Руссо в парижском Пантеоне (между 1907-1912, Париж, музей Орсэ)
o Истина, Философия и Природа (фрагмент)
o Истина, Философия и Природа (фрагмент крупным планом)
o Истина
o Истина (фрагмент)
o Природа
o Природа (фрагмент)
o Философия (фрагмент)
o Другие
темы:
§
Музыка
§
Слава
· Бернини Джанлоренцо. Истина (1645-1652, Рим, Галерея Боргезе)
· Блумарт. Брак Амура и Психеи (ок. 1595, Виндзор, Собрание королевской семьи)
Вслед за
философом-платоником
Луцием
Апулеем,
включившим
историю
Амура и
Психеи в свой
знаменитый
роман
«Золотой
осёл» (II в.
н.э.), сюжет
этот часто
трактовался
как аллегорическое
изображение
Души,
направляемой
Любовью к её
истинной
цели в
духовном
мире.
· Босх. Корабль дураков (1490-1500, Париж, Лувр)
· Боттичелли. Весна (1477-1478, Флоренция, Галерея Уффици)
Картина
представляет
собой
неоплатоническую
аллегорию,
изображающую
восхождение
души от
материального
мира к
духовному. В
центре Венера –
олицетворение
небесной
(платонической)
Любви. Справа
нимфа Хлорида убегает
от
преследующего
её Зефира (сюжет
восходит к
эпизоду из
«Фаст» Овидия,
Книга 5, 195-212,
«3 мая», и
символизирует
порабощение
Души
мирскими
страстями) и
преображается
в богиню Флору,
изображённую
в виде Весны
(бегство
символизирует
освобождение
Души от
мирских привязанностей
и воссоединение
с Божеством).
Слева три
грации,
которых
благословляет
Венера; это –
справа
налево – Пульхритуда (Красота), Кастита
(Целомудрие)
и Волупта
(Наслаждение).
Волупта не
сводит глаз с
Пульхритуды,
поскольку
Красота и
есть
истинный
источник
Наслаждения. Эрос с небес
метит
стрелой в Каститу, которая
отвернулась
от мира (и от
нас, зрителей)
и устремила
взор к Меркурию (Гермесу
Трисмегисту),
который в
неоплатонической
традиции
олицетворяет
Мудрость. В
руке у Меркурия кадуцей,
его
волшебный
жезл,
символизирующий
тайное
Знание.
o Венера
o Волупта
o Зефир
o Кастита
o Меркурий (Гермес
Трисмегист)
o Флора (Весна)
o Хлорида
o Эрос
· Бронзино. Аллегория счастья (1564, Флоренция, Галерея Уффици)
· Веласкес. Эзоп (1639-1640, Мадрид, Прадо)
· Веронезе. Аллегория Мудрости и Силы (ок. 1580, Нью-Йорк, Собрание Фрика)
· Гирландайо Доменико. Явление Ангела Захарии (1486-1490, Флоренция, церковь Санта-Мария-Новелла, Часовня Торнабуони)
o Члены Платоновской академии (фрагмент крупным планом)
o Неоплатоники
(фрагмент
крупным
планом)
· Гольбейн Ганс (младший). Христос – Свет Истины (ок. 1526, Базель, Купферштих-Кабинет, Общедоступное собрание)
o Платон и Аристотель увлекают схоластов пропасть (фрагмент)
· Дали. Полулежащий философ (1938, частное собрание)
· Дали. Философ, освещённый светом луны и заходящим солнцем (1939, частное собрание)
· Делакруа. Богословие: Св. Иероним (1841-1846, Париж, Люксембургский дворец: Библиотека Сената)
· Делакруа. Гамлет и Горацио на кладбище (1835, Франкфурт-на-Майне, Художественный институт Штеделя и городская галерея)
· Делакруа. Гамлет и Горацио на кладбище (1839, Париж, Лувр)
· Делакруа. Гамлет и Горацио с могильщиками: Литография (1843)
· Делакруа. Поэзия: Орфей (1841-1846, Париж, Люксембургский дворец: Библиотека Сената)
· Джой Джордж Уильям. Истина (частное собрание)
· Джордано. Кинический философ (Мюнхен, Старая пинакотека)
· Джорджоне. Три философа (ок. 1510, Вена, Художественно-исторический музей)
o Платоновская пещера (идентификация предположительна)
· Дуччо Агостино. Философия (ок. 1456, Римини, Темпио Малатестиано)
· Йос ван Гент. Семь свободных искусств: музыка (ок. 1480, Лондон, Национальная галерея)
· Йос ван Гент. Семь свободных искусств: риторика (ок. 1480, Лондон, Национальная галерея)
· Конинк. Философ (1635, Мадрид. Прадо)
· Кракер Ян Лукач. Диспут между святой Екатериной Александрийской и философами (1775, Будапешт, Венгерская национальная галерея)
· Лемуан Франсуа. Время, спасающее Истину от Лжи и Зависти (1737, Лондон, Собрание Уоллеса)
· Лебидцкий (по эскизам Карла Раля). Король Оттон в окружении наук: Фрагмент фрески центральной лоджии фасада (Афины, Национальный университет)
o Теология
o Философия (фрагмент)
· Лефебр. Истина (1870, Париж, Музей д’Орсэ)
· Липпи Филиппино. Фома Аквинский, торжествующий над еретиками (1489-1491, Рим, церковь Санта-Мария-сопра-Минерва, часовня Карафы)
o Арий,
Аполлинарий
и Аверроэс
o Арий, Аполлинарий и Аверроэс (фрагмент крупным планом)
o Фома Аквинский в окружении Философии, Астрономии, Теологии и Грамматики
o Фома Аквинский в окружении Философии, Астрономии, Теологии и Грамматики (фрагмент крупным планом)
§
Теология
· Мазенье Джакобелло, далле. Надгробие Джованни да Леньяно: Фрагмент, изображающий студентов (1383-1386, Болонья, церковь Сан-Доменико)
· Мазолино. Александрийские философы (1425, Рим, церковь Сан-Клементе)
o Александрийские философы: Фрагмент
· Мане. Философ (1865-1867, Чикаго, Художественный институт)
· Меи. Аллегория судьбы (60-ые гг. XVII в., Рим, Национальная галерея древнего искусства)
· Мерсон. Истина (1901, Отель Ватель-Деайнен)
· Перуджино. Благоразумие и Справедливость с шестью античными мудрецами (1497, Перуджа, Меняльная палата)
· Пинтуриккьо. Диспут святой Екатерины [с языческими философами]: Левая часть фрески (1492-1494, Рим, Ватикан, Папский дворец,Сала-деи Санти – Зала святых)
· Пинтуриккьо. Диспут святой Екатерины [с языческими философами]: Правая часть фрески (1492-1494, Рим, Ватикан, Папский дворец,Сала-деи Санти – Зала святых)
· Полайоло Антонио. Надгробие Сикста IV (1484-1493, Рим, Ватикан, Базилика святого Петра)
o Памятник
Сиксту IV: Вид
сверху
o Философия: Рельеф
надгробия
Сикста IV
· Пюже. Философ (1662, Кливленд, Художественный музей)
Неустановленный
персонаж,
возможно Сократ,
Хрисипп
или Эпикур.
· Райт. Философ, демонстрирующий механическую модель небесной сферы (1766, Дерби, Городской музей и картинная галерея)
· Рафаэль. Афинская школа (1510-1511, Рим, Ватикан, Станца делла Сеньятура)
· Рафаэль. Добродетели (1511, Рим, Ватикан, Станца делла Сеньятура)
o Мудрость
· Рафаэль. Росписи потолка (1508-1511, Рим, Ватикан, Станца делла Сеньятура)
o Перводвигатель (Астрономия) (1509-1511)
o Поэзия (1509-1511)
o Правосудие (1509-1511)
o Теология (1509-1511)
o Философия (1509-1511)
· Рафаэль. Афинская школа (1510-1511, Рим, Ватикан, Станца делла Сеньятура)
· Рейхерт. Циник и Философ (частное собрание)
· Рембрандт. Размышляющий философ (1631, Париж, Лувр)
· Рембрандт. Спор двух учёных (предположительно, апостолы Пётр и Павел) (1628, Мельбурн, Галерея Виктории)
· Рембрандт. Учёный (1631, Санкт-Петербург, Эрмитаж)
· Рембрандт. Фауст (1652-1653, Амстердам, Государственный музей)
· Рембрандт. Философ (1650, Вашингтон, Национальная галерея)
· Рембрандт. Читающий философ (1631, Стокгольм, Национальный музей)
·
Рёрих
Николай. Книга
мудрости (1924)
· Рёрих Николай. София – высшая мудрость (1932, Нью-Йорк, Музей Николая Рёриха)
·
Рёрих
Николай. Тень
учителя (1932)
· Рёрих Николай. Философ: Молчание (1940, Москва, Музей искусств народов Востока)
· Роман и Рюд Франсуа. Перед тем, как лишить себя жизни, Катон Утический читает [диалог Платона] «Федон» (между 1832-1840, Париж, Лувр)
· Симар. Философия (Париж, Люксембургский дворец: Библиотека Сената)
· Томмазо да Модена. Кардинал Николай Руанский (1351-1352, Тревизо, церковь Сан-Никколо, Зал капитула)
· Фети. Меланхолия (ок. 1620, Париж, Лувр)
· Фети. Меланхолия (ок. 1622, Венеция, Галерея Академии)
· Фети. Портрет учёного (Дрезден, Картинная галерея)
· Английский миниатюрист (XIV в.). Строение мозга по Авиценне: Иллюстрация на пергаменте (ок. 1300, Кембридж, Университетская библиотека)
· Голландский миниатюрист (XV в.). Жан де Менг преподносит свой перевод «Утешения философией» Боэция Маргарите Английской: Иллюстрация на пергаменте (после 1476, Иена, Университет им. Фридриха Шиллера, Университетская библиотека)
· Древнегреческий (греко-римский?) скульптор (II в. н.э.?). Философ (по-видимому, Сократ) (Дельфы, Музей)
o Философ (фрагмент анфас)
o Философ (фрагмент в профиль)
·
Итальянский
художник
(XIV в.). Святая
Екатерина и
философы (90-ые гг. XIV в.,
Пьяченца, Городской
музей)
· Мастера из Кампьоне (XIV в.). Гробница Аврелия Августина: общий вид (1362, Павия, церковь Сан-Пьетро в Чьель-д’Оро)
o Гробница
Аврелия
Августина:
вид
сзади
o Гробница
Аврелия
Августина:
вид
сбоку
o Гробница
Аврелия
Августина:
лицевая
сторона
o Гробница
Аврелия
Августина:
задняя
сторона
o Вера: скульптура
лицевой
стороны
гробницы
o Св. Пётр: скульптура лицевой стороны гробницы
o Надежда и апостол Иаков: скульптуры лицевой стороны гробницы
o Надежда: фрагмент скульптуры лицевой стороны гробницы
o Апостол Андрей и Любовь: скульптуры лицевой стороны гробницы
o Правосудие:
скульптура
задней
стороны
гробницы
o Св. Матфей: скульптура задней стороны гробницы
o Смирение:
скульптура
гробницы
св. Августина
o Целомудрие:
скульптура
гробницы
св. Августина
o Послушание:
скульптура
гробницы
св. Августина
o Благоразумие:
скульптура
гробницы
св. Августина
o Спаситель: рельеф
гробницы
св. Августина
o Св. Амвросий:
скульптура
гробницы св. Августина
o Св. Пётр
Пустынник:
скульптура
гробницы
св. Августина
· Французский скульптор (XII в.). Статуэтки Королевского портала (1150-1170, Шартр, Собор)
o Музыка
o Элий Донат (IV в. н.э.)
Прочие
персонажи и
темы |
||||||||||||||||||||||||||||||||