П |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Философская
пинакотека
Философия
и философы в
изобразительном
искусстве
Пажу Огюстен (1730-1809)
· Пажу. Блез Паскаль (1785, Париж, Лувр)
· Пажу. Бюст Жоржа-Луи-Леклерка де Бюффона (Дижон, Библиотека)
· Пажу. Бюффон в кресле (ок. 1788, Париж, Лувр)
· Пажу. Диоген, ищущий человека (1781, Париж, Лувр)
· Пажу. Жак-Бенинь Боссюэ (1779, Париж, Лувр)
· Пажу. Жорж-Луи-Леклерк де Бюффон (1773, Париж, Лувр)
· Пажу. Покинутая Психея (1790, Париж, Лувр)
Вслед за
философом-платоником
Луцием Апулеем,
включившим
историю
Амура и
Психеи в свой
знаменитый
роман
«Золотой
осёл» (II в.
н.э.), сюжет
этот часто
трактовался
как
аллегорическое
изображение
Души,
направляемой
Любовью к её истинной
цели в
духовном
мире.
o
Покинутая
Психея
(фрагмент)
· Пажу. Рене Декарт (1777, Париж, Лувр)
Природные
стихии: Дверные
карнизы из
дворца
маркиза д’Аржансона
(между 1761-1770, Париж, Лувр)
· Пажу. Вода: Нептун, защищающий Амимону
· Пажу. Воздух: Борей, похищающий Оритию
· Пажу. Земля: Триумф Кибелы
· Пажу. Огонь: Плутон, похищающий Прозерпину
Паннини
Джованни Паоло (1691-1765)
· Паннини. Руины с аркой Януса, храмом Весты и конной статуей Марка Аврелия (1743, Париж, Лувр)
Паннини
соединяет в
общей
композиции
архитектурные
памятники из
разных
районов
древнего Рима.
Пастернак Леонид Осипович (1862-1945)
· Пастернак. Под лампой (Лев Толстой в кругу семьи) (1902, Санкт-Петербург, Русский музей)
·
Пастернак. Портрет
Гершензона (1917)
· Пастернак. Портрет Толстого (1901, Париж, музей Орсэ)
· Пахер. Алтарь отцов Церкви (ок. 1483, Мюнхен, Старая пинакотека)
o
Аврелий
Августин (354-430)
o
Аврелий
Августин (фрагмент)
· Пахер. Алтарь отцов Церкви: Святой Августин, освобождающий узника (ок. 1483, Мюнхен, Старая пинакотека)
Пейрон Жан-Франсуа-Пьер (1744-1814)
· Пейрон. Смерть Сократа (1787, Копенгаген, Государственный художественный музей)
· Пейрон. Смерть Сократа (Омаха, Небраска, Джослиновский художественный музей)
* «Тогда Критон
кивнул рабу,
стоявшему
неподалеку.
Раб удалился,
и его не было
довольно
долго; потом
он вернулся,
а вместе с
ним вошел
человек, который
держал в руке
чашу со
стёртым ядом,
чтобы
поднести
Сократу.
Увидев этого
человека,
Сократ
сказал: «Вот и
прекрасно,
любезный. Ты
со всем этим
знаком – что
же мне надо
делать?» «Да
ничего», –
отвечал тот, –
«просто выпей
и ходи до тех
пор, пока не
появится
тяжесть в
ногах, а
тогда ляг.
Оно подействует
само». С этими
словами он
протянул
Сократу чашу.
И Сократ взял
её с полным
спокойствием,
Эхекрат, –
не дрожал, не
побледнел, не
изменился в
лице; но, по
всегдашней
своей
привычке,
взглянул на
того чуть
исподлобья и
спросил: «Как,
по-твоему,
этим
напитком
можно
сделать возлияние
кому-нибудь
из богов или
нет?» «Мы
стираем ровно
столько,
Сократ,
сколько надо
выпить».
«Понимаю», –
сказал
Сократ. – «Но
молиться
богам и можно
и нужно – о том,
чтобы
переселение
из этого мира
в иной было
удачным. Об
этом я и молю,
и да будет
так». Договорив
эти слова, он
поднёс чашу к
губам и выпил
до дна –
спокойно и
легко»
(Платон. «Федон»).
Перов Василий Григорьевич (1834-1882)
· Перов. Портрет писателя Фёдора Достоевского (1872, Москва, Третьяковская галерея)
Перуджино Пьетро
(Пьетро Вануччи, 1450-1523)
· Перуджино. Благоразумие и Справедливость с шестью античными мудрецами (1497, Перуджа, Меняльная палата)
o Питтак Эллин (Питтак Митиленский, ок. 650 – ок. 570 до н.э.)
o Справедливость с Фурием Камиллом, Питтаком и Траяном (фрагмент)
o Сократ Философ (470-399 до н.э.)
o Благоразумие с Фабием Максимом, Сократом и Нумой Помпилием (фрагмент)
o
Другие
персонажи и
темы:
§ Нума Помпилий (правил 715-673/672 до н.э.)
§ Траян Император (Марк Ульпий Траян, 53-117 н.э., римский император в 98-117 гг.)
§ Фабий Максим (Квинт Фабий Максим Кунктатор, ум. 203 до н.э.)
§ Фурий Камилл (Марк Фурий Камилл, ум. 365 до н.э.)
Петер Виктор (1840-1918)
·
Роден
Огюст и Петер
Виктор. Мысль (между 1893-1895, Париж, Музей Орсэ)
o
Мысль (фрагмент)
Петров-Водкин
Кузьма
Сергеевич (1878-1939)
· Петров-Водкин. Портрет Андрея Белого (1932)
·
Пигаль. Дидро
(1777, Париж, Лувр)
o
Дидро (фрагмент)
· Пигаль. Скульптурный портрет обнажённого Вольтера (1776, Париж, Лувр)
Пизано Джованни (c. 1250-1314)
· Пизано. Платон: Статуя на фасаде собора (ок. 1280, Сьена, Домский собор)
o Платон (фрагмент)
Пико Франсуа-Эдуар (1786-1868)
· Пико. Амур и Психея (1817, частное собрание)
Вслед за
философом-платоником
Луцием Апулеем,
включившим
историю
Амура и
Психеи в свой
знаменитый
роман
«Золотой
осёл» (II в.
н.э.), сюжет
этот часто
трактовался
как аллегорическое
изображение
Души,
направляемой
Любовью к её
истинной
цели в
духовном
мире.
Пил Рембрандт (1778-1860)
·
Пил Рембрандт. Джозеф
Пристли
(1801)
· Пил Рембрандт. Томас Джефферсон (ок. 1802-1803, Вашингтон, Собрание Белого дома)
· Пил Рембрандт. Томас Джефферсон (1805, Нью-Йорк, Нью-Йоркское историческое обществ)
Пинтуриккьо (Бернардино ди Бетто Бенедетто ди Бьяджо) (1454-1513)
· Пинтуриккьо. Диспут святой Екатерины [с языческими философами]: Левая часть фрески (1492-1494, Рим, Ватикан, Папский дворец,Сала-деи Санти – Зала святых)
· Пинтуриккьо. Диспут святой Екатерины [с языческими философами]: Правая часть фрески (1492-1494, Рим, Ватикан, Папский дворец,Сала-деи Санти – Зала святых)
· Пинтуриккьо. Мадонна на престоле со святыми: Фрагмент, изображающий святого Августина (Перуджа, Пинакотека Ваннуччи)
· Пинтуриккьо. Мадонна с Младенцем и святыми: Фрагмент со святым Августином и святым Николаем (Рим, церковь Санта-Мария-деи-Пополи)
· Пинтуриккьо. Святой Августин (Перуджа, Пинакотека Ваннуччи)
· Пинтуриккьо. Святой Августин (Рим, церквовь Санта-Мария-деи-Пополи)
· Пинтуриккьо. Святой Августин и Младенец (Перуджа, Национальная галерея Умбрии)
Полайоло Антонио, дель (c. 1431/32-1498)
· Полайоло Антонио. Надгробие Сикста IV (1484-1493, Рим, Ватикан, Базилика святого Петра)
o Памятник Сиксту IV: Вид сверху
o Философия: Рельеф надгробия Сикста IV
· Преллер Фридрих. Гёте на смертном одре (1832, Веймар, Фонд веймарских классиков)
Прео Антуан-Огюстен (1809-1879)
· Прео. Данте (1852, Париж, музей Орсэ)
Прокаччини Эрколе (Старший) (1520–1595)
· Прокаччини Эрколе (Старший). Святой Августин (Болонья, Национальная пинакотека)
· Прюдон Пьер-Поль. Правосудие и Божье возмездие, преследующие Преступление (1808, Париж, Лувр)
· Прюдон Пьер-Поль. Правосудие и Божье возмездие, преследующие Преступление: Этюд (ок. 1805-1808, Лос-Анджелес, Музей Пола Гетти)
· Прюдон Пьер-Поль. Психея, уносимая Зефирами (1808, Paris, Париж, Лувр)
Вслед за
философом-платоником
Луцием Апулеем,
включившим
историю
Амура и
Психеи в свой
знаменитый
роман
«Золотой
осёл» (II в.
н.э.), сюжет
этот часто
трактовался
как
аллегорическое
изображение
Души,
направляемой
Любовью к её
истинной
цели в
духовном
мире.
Пуссен Николя (1594-1665)
· Пуссен. Пейзаж с Диогеном (ок. 1647, Париж, Лувр)
o Диоген (ум. ок. 320 до н.э.)
Пьеро делла Франческа (1416-1492)
· Пьеро делла Франческа. Святой Августин: Панель Полиптиха святого Августина (1465, Лиссабон, Музей старого искусства)
· Пьеро делла Франческа. Святой Августин (Ареццо, церковь Сан-Франческо)
Пьеро
ди Козимо (1462-1521)
·
Пьеро ди Козимо. Непорочное
зачатие со
святыми
(1510-ые гг., Фьезоле,
церковь
Сан-Франческо)
o
Аврелий
Августин (354-430)
o
Бонавентура (Джованни
Фиданца, ок. 1217-1274)
o
Фома
Аквинский (1224/25-1274)
· Пьетро да Чеммо. Святой Августин (Бергамо, Коммунальная библиотека)
Пьомбо Себастьяно, дель – см. Себастьяно дель Пьомбо
·
Пюже.
Бюст
Марка Аврелия (до
· Пюже. Философ (1662, Кливленд, Художественный музей)
Неустановленный
персонаж,
возможно Сократ,
Хрисипп
или Эпикур.
· Пюже. Александр Македонский у Диогена (c. 1692, Париж, Лувр)
П |
||||||||||||||||||||||||||||||||