Философские
притчи и
мифы |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Философская
пинакотека
Философия
и философы в
изобразительном
искусстве
Вслед за
философом-платоником
Луцием
Апулеем,
включившим
историю
Амура и
Психеи в свой
знаменитый
роман
«Золотой
осёл» (II в.
н.э.), сюжет
этот часто
трактовался
как аллегорическое
изображение
Души,
направляемой
Любовью к её
истинной
цели в
духовном
мире.
· Блумарт. Брак Амура и Психеи (ок. 1595, Виндзор, Собрание королевской семьи)
· Боттичелли. Весна (1477-1478, Флоренция, Галерея Уффици)
Картина
представляет
собой
неоплатоническую
аллегорию,
изображающую
восхождение
души от
материального
мира к
духовному. В
центре Венера –
олицетворение
небесной
(платонической)
Любви. Справа
нимфа Хлорида убегает
от
преследующего
её Зефира (сюжет
восходит к
эпизоду из
«Фаст» Овидия,
Книга 5, 195-212,
«3 мая», и
символизирует
порабощение
Души
мирскими
страстями) и
преображается
в богиню Флору,
изображённую
в виде Весны
(бегство
символизирует
освобождение
Души от
мирских
привязанностей
и
воссоединение
с Божеством).
Слева три грации,
которых
благословляет
Венера; это – справа
налево – Пульхритуда (Красота), Кастита
(Целомудрие)
и Волупта
(Наслаждение).
Волупта не
сводит глаз с
Пульхритуды,
поскольку
Красота и
есть
истинный
источник Наслаждения.
Эрос с небес
метит
стрелой в Каститу, которая
отвернулась
от мира (и от
нас,
зрителей) и
устремила
взор к Меркурию (Гермесу
Трисмегисту),
который в
неоплатонической
традиции
олицетворяет
Мудрость. В
руке у Меркурия кадуцей,
его
волшебный
жезл,
символизирующий
тайное
Знание.
o
Венера
o
Волупта
o
Зефир
o
Кастита
o
Меркурий (Гермес
Трисмегист)
o
Флора (Весна)
o
Хлорида
o
Эрос
· Джентилески Орацио. Купидон и Психея (1628-1630, Санкт-Петербург, Эрмитаж)
· Джордано. Наказание Психеи Венерой (между 1692-1702, Виндзорский замок, Собрание королевской семьи)
· Джордано. Незримые духи прислуживают Психее (между 1692-1702, Виндзорский замок, Собрание королевской семьи)
· Джордано. Поклонение Психее (между 1692-1702, Виндзорский замок, Собрание королевской семьи)
· Джордано. Родители Психеи, приносящие жертву Аполлону (между 1692-1702, Виндзорский замок, Собрание королевской семьи)
· Жерар Франсуа. Купидон и Психея (1798, Париж, Лувр)
· Пажу. Покинутая Психея (1790, Париж, Лувр)
o
Покинутая
Психея
(фрагмент)
· Пико. Амур и Психея (1817, частное собрание)
· Прюдон Пьер-Поль. Психея, уносимая Зефирами (1808, Paris, Париж, Лувр)
· Хэйл Эдуард Мэтью. Психея перед престолом Венеры (1883, частное собрание)
· Хект-Нильсен. Великий инквизитор (частное собрание)
В аллегории
обычные люди
предстают
узниками
пещеры,
символизирующей
мир
чувственно
воспринимаемых
предметов;
находясь в
пещере, люди
видят только
мнимые
объекты, тени
или
отражения. Из
пещеры к
реальности
ведёт
тернистый
путь отказа
от
привычного
чувственного
мира; этот процесс
аналогичен
применению
диалектического
метода,
позволяющего
достичь
истинного знания,
заключающегося
в постижении
неизменных
сущностей.
Это
восхождение
к реальности,
доступное
далеко не
каждому,
завершается
в аллегории
созерцанием
солнца, символизирующего
источник
знания (А. П. Мартинич,
А. Строул.
Эпистемология //
Британская
энциклопедия).
· Джорджоне (закончена Себастьяно дель Пьомбо). Три философа (ок. 1510, Вена, Художественно-исторический музей)
o Платонова пещера (идентификация предположительна)
Философские
притчи и
мифы |
||||||||||||||||||||||||||||||||