Философская пинакотека: Прочие персонажи и темы - Философские притчи и мифы

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Э

Ю

Я

Первая

Прочие персонажи и темы

Указатель

Философские притчи и мифы

Английская

 

Философская пинакотека

Философия и философы в изобразительном искусстве

 

Философские притчи и мифы

Амур и Психея

Великий инквизитор

Платонова пещера

Амур и Психея

Вслед за философом-платоником Луцием Апулеем, включившим историю Амура и Психеи в свой знаменитый роман «Золотой осёл» (II в. н.э.), сюжет этот часто трактовался как аллегорическое изображение Души, направляемой Любовью к её истинной цели в духовном мире.

·         Блумарт. Брак Амура и Психеи (ок. 1595, Виндзор, Собрание королевской семьи)

·         Боттичелли. Весна (1477-1478, Флоренция, Галерея Уффици)

Картина представляет собой неоплатоническую аллегорию, изображающую восхождение души от материального мира к духовному. В центре Венера – олицетворение небесной (платонической) Любви. Справа нимфа Хлорида убегает от преследующего её Зефира (сюжет восходит к эпизоду из «Фаст» Овидия, Книга 5, 195-212, «3 мая», и символизирует порабощение Души мирскими страстями) и преображается в богиню Флору, изображённую в виде Весны (бегство символизирует освобождение Души от мирских привязанностей и воссоединение с Божеством). Слева три грации, которых благословляет Венера; это – справа налево Пульхритуда (Красота), Кастита (Целомудрие) и Волупта (Наслаждение). Волупта не сводит глаз с Пульхритуды, поскольку Красота и есть истинный источник Наслаждения. Эрос с небес метит стрелой в Каститу, которая отвернулась от мира (и от нас, зрителей) и устремила взор к Меркурию (Гермесу Трисмегисту), который в неоплатонической традиции олицетворяет Мудрость. В руке у Меркурия кадуцей, его волшебный жезл, символизирующий тайное Знание.

o        Венера

o        Волупта

o        Зефир

o        Кастита

o        Меркурий (Гермес Трисмегист)

o        Пульхритуда

o        Флора (Весна)

o        Хлорида

o        Эрос

·         Джентилески Орацио. Купидон и Психея (1628-1630, Санкт-Петербург, Эрмитаж)

·         Джордано. Наказание Психеи Венерой (между 1692-1702, Виндзорский замок, Собрание королевской семьи)

·         Джордано. Незримые духи прислуживают Психее (между 1692-1702, Виндзорский замок, Собрание королевской семьи)

·         Джордано. Поклонение Психее (между 1692-1702, Виндзорский замок, Собрание королевской семьи)

·         Джордано. Родители Психеи, приносящие жертву Аполлону (между 1692-1702, Виндзорский замок, Собрание королевской семьи)

·         Жерар Франсуа. Купидон и Психея (1798, Париж, Лувр)

·         Пажу. Покинутая Психея (1790, Париж, Лувр)

o        Покинутая Психея (фрагмент)

·         Пико. Амур и Психея (1817, частное собрание)

·         Прюдон Пьер-Поль. Психея, уносимая Зефирами (1808, Paris, Париж, Лувр)

·         Хэйл Эдуард Мэтью. Психея перед престолом Венеры (1883, частное собрание)

Великий инквизитор

·         Хект-Нильсен. Великий инквизитор (частное собрание)

Платонова пещера

В аллегории обычные люди предстают узниками пещеры, символизирующей мир чувственно воспринимаемых предметов; находясь в пещере, люди видят только мнимые объекты, тени или отражения. Из пещеры к реальности ведёт тернистый путь отказа от привычного чувственного мира; этот процесс аналогичен применению диалектического метода, позволяющего достичь истинного знания, заключающегося в постижении неизменных сущностей. Это восхождение к реальности, доступное далеко не каждому, завершается в аллегории созерцанием солнца, символизирующего источник знания (А. П. Мартинич, А. Строул. Эпистемология // Британская энциклопедия).

·         Джорджоне (закончена Себастьяно дель Пьомбо). Три философа (ок. 1510, Вена, Художественно-исторический музей)

o        Платонова пещера (идентификация предположительна)

 

Первая

Прочие персонажи и темы

Указатель

Философские притчи и мифы

Английская

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Э

Ю

Я