Основы философии: Планы семинарских занятий. - Тема 8

Московский государственный институт международных отношений
(Университет)

Кафедра философии

Основы философии

Планы семинарских занятий
для первого цикла обучения

Раздел 1.  Античная и средневековая философия.

 

Тема 8.        Поздняя античная и раннесредневековая философия (патристика).

Темы устных рефератов и докладов:

1.         Неоплатоническая теодицея (Плотин, Эннеады, III, 2-3: «О провидении»).

2.         Теодицея Аврелия Августина (Аврелий Августин. «О порядке»).

3.         Философия памяти Аврелия Августина (Аврелий Августин, «Исповедь». – Кн. 10, гл. VII-XXVI).

4.         Философия времени Аврелия Августина (Аврелий Августин. Исповедь. – Кн. 11).

5.         Философия истории Аврелия Августина.

Вопросы для обсуждения:

1.         Идея Бога: Творец и творение.

2.         Бог и человек: Проблема теодицеи.

Литература:

Классическая философская литература:

·      Аврелий Августин. Исповедь. – Кн. 10, гл. VII-XXVI. – М.: Ренессанс, 1991 (Памятники религиозно-философской мысли: Западная патристика). – С. 242-261, 282-309; то же: Августин Блаженный. Об истинной религии. Теологический трактат. – Минск: Харвест, 1900. – С. 679-717, 718-742; кн. 10; кн. 11; полный текст «Исповеди».

·      Аврелий Августин. О порядке // Блаженный Августин. Об истинной религии. Теологический трактат. – Минск: Харвест, 1999 (Классическая философская мысль). – С. 141-213; полный текст на сайте «Электронная библиотека по философии».

·      Боэций. Утешение Философией. – Кн. 4 // Боэций. “Утешение Философией” и другие трактаты. – М.: Наука, 1990 (Памятники философской мысли). – С. 250-273.

·      Плотин. Эннеады. – О Промысле // Плотин. Третья эннеада. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2004 (Plotiniana). – С. 121-166, 192-208; то же: О провидении (I-II) // Плотин. Эннеады. – Т. 2. – Киев: УЦИММ-Пресс – ИСА, 1996 (Вершины мистической философии). – С. 66-94; 2-й трактат 3-й эннеады; текст 2-ого трактата 3-й эннеады на сайте ИФ РАН; 3-й трактат 3-й эннеады; текст 3-го трактата 3-й эннеады на сайте ИФ РАН.

·      Плотин. О трёх изначальных Ипостасях // Плотин. Пятая эннеада. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2004. – С. 5-27; то же: О трёх первоначальных субстанциях” // Плотин. Эннеады. – Т. 1. – Киев: УЦИММ-Пресс – ИСА, 1995 (Вершины мистической философии). – С. 123-137; то же: Сочинения: Плотин в русских переводах. – СПб.: Алетейя, 1995 (Античная библиотека: Философия). – С. 52-67; 1-й трактат 5-ой эннеады; текст 1-ого трактата 5-ой эннеады на сайте ИФ РАН.

Учебники и учебные пособия:

·      Г. Арним. История античной философии. – Гл.  IV, §§ 4-6. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007 (Из наследия мировой философской мысли: античная философия). – С. 212-248; то же: Европейская философия Древнего мира. – Новопифагорейство и пифагорействующий платонизм; Филон Александрийский; Новоплатонизм Плотина.

·      В. Ф. Асмус. Античная философия. – Гл. XII. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 1989, 2001. – С. 379-396; то же: 2-ое изд. – М.: Высшая школа, 1976. – С. 508-531.

·      А. С. Богомолов. Античная философия. – Ч. 3, гл. IV. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1985. – С. 310-342.

·      В. Виндельбанд. История древней философии. – §§ 51-56. – Киев: Тандем, 1995. – С. 287-311.

·      История философии: Запад – Россия – Восток. Учебник для студентов высш. уч. заведений. – Кн. 1: Философия древности и средневековья / Под ред. Н. В. Мотрошиловой. – Ч. I, разд. III, гл. 3, §§ 3-10; ч. II, разд. I, гл. 1-4. – М.: “Греко-латинский кабинет” Ю. А. Шичалина, 1995. – С. 155-192, 245-280; оглавление кн. 1 (нумерация частей, разделов, глав и разделов глав в оглавлении опущена; номера страниц печатного издания указаны в конце каждого файла).

·      Ф. Ч. Коплстон. История философии: Древняя Греция и Древний Рим. – Гл. 46. – Т. 2. – М.: Центрполиграф, 2003. – С. 250-265.

·      Б. Рассел. История западной философии в её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. – Кн. 1, гл. XXX; кн. 2, гл. I-IV. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1994. – Т. 1. – С. 272-364; ч. 1 (гл. I-VI) кн. 2.

·      Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. – Кн. I, гл. 11; кн. 2, гл. 2-3. – Т. 1: Античность. – СПб.: Петрополис, 1994. – С. 241-255; т. 2: Средневековье. – СПб.: Петрополис, 1994. – С. 25-74.

·      В. В. Соколов. Средневековая философия: Уч. пособие. – Разд. 1. – 2-ое изд., испр. и дополн– М.: М.: Эдиториал УРСС, 2001. – С. 6-70; то же: [1-ое изд.] – М.: Высшая школа, 1979. – С. 22-96.

·      В. Татаркевич. История философия. Античная и средневековая философия. – Пермь: Издательство Пермского университета, 2000. – С. 242-318.

·      А. В. Чанышев. Курс лекций по древней и средневековой философии: Уч. пособие для вузов. – Темы 24-27. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 391-460.

Для подготовки к семинарским занятиям:

·      В. Виндельбанд. История философии. – §§ 18-22. – Киев: Ника-Центр; Вист-С, 1997 (Познание). – С. 179-242.

·      Г. Г. Майоров. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. – [Ч. 2:] Формирование образца: Аврелий Августин. – М.: Мысль, 1979. – С. 181-340.

Дополнительная:

·      П. Адо. Плотин, или Простота взгляда. – М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1991.

·      В. Виндельбанд. Августин и средние века // В. Виндельбанд. История древней философии. – Киев: Тандем, 1995. – С. 312-337.

·      Г. Гегель. Лекции по истории философии. – Кн. 3. – Ч. 1, [разд. 3], гл. 3, § C: Александрийская философия. – СПб.: Наука, 1994 (Слово о сущем). – С. 105-148; то же: Соч. в 14 т. – Т. 11. – М.: Парт. изд-во, 1935. – С. 126-164.

·      Д. В. Джохадзе. Основные этапы развития античной философии: К анализу диалектики историко-философского процесса. – Гл. 13. – М.: Наука, 1977. – С. 249-280.

·      Э. Жильсон. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века. – Гл. 1-2. – М.: Республика, 2004. – С. 14-135.

·      Иларион, игумен (Алфеев). Жизнь и учение св. Григория Богослова. – СПб.: Алетейя, 2001 (Византийская библиотека: Исследования).

·      Ф. Ч. Коплстон. История средневековой философии. – [Гл. 1-3:] Христианская мысль в античности [I-III]. – М.: Энигма, 1997 (История духовной культуры). – С. 28-71.

·      Ф. Ч. Коплстон. История философии: Древняя Греция и Древний Рим. – Гл. 45, 47. – Т. 2. – М.: Центрполиграф, 2003. – С. 244-250, 265-277.

·      Г. Кюнг. Великие христианские мыслители. – [Гл. 2:] Ориген: Великий синтез античного и христианского духа; [гл. 3:] Блаженный Августин: Родоначальник всей западной латинской теологии. – СПб.: Алетейя, 2000 (Миф. Религия. Культура). – С. 69-162.

·      А. Ф. Лосев. История античной эстетики: Поздний эллинизм. – Ч. 2, [гл.] I, §§ 3: Общее содержание и разделение неоплатонизма; Ч. 3, [гл.] III: Общие интуиции, лежащие в основе эстетики Плотина; Ч. 4, [гл.] II: Теоретические и практические тенденции эстетики Плотина; Ч. 5, [гл.] II-III: Материя. Ум и благо (единое). – Харьков: Фолио - М.: АСТ, 2000 (Вершины человеческой мысли). – С. 223-227, 424-528, 645-663, 812-875; то же: М.: Искусство, 1980. – С. 176-180, 336-418, 513-527, 647-696; полный текст 6-го тома «Истории античной эстетики».

·      А. А. Столяров. Аврелий Августин: Жизнь, учение и его судьбы // А. Августин. Исповедь. – М.: Ренессанс, 1991 (Памятники религиозно-философской мысли). – С. 5-50.

·      Ш. З. Султанов. Плотин. Единое: творящая сила Созерцания. – М.: Молодая гвардия, 1996 (Жизнь замечательных людей; Вып. 729).

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Оглавление

Литература для повторения

Электронные книги и сборники

Аудиокниги