Основы философии: Планы семинарских занятий. - Тема 6

Московский государственный институт международных отношений
(Университет)

Кафедра философии

Основы философии

Планы семинарских занятий
для первого цикла обучения

 

Раздел 1.  Античная и средневековая философия.

 

Тема 6.        Эпикурейцы и стоики.

Темы устных рефератов и докладов:

1.         Обоснование эпикурейской этики (Лукреций, «О природе вещей». – Кн. 3).

2.         Обоснование стоической этики (Цицерон, «Тускуланские беседы». – Кн. I).

3.         Развитие стоической этики (Цицерон, «Тускуланские беседы».Кн. II).

4.         Критика эпикурейской этики (Сенека, «О блаженной жизни»).

Вопросы для обсуждения:

1.         Гедонистическая этика киренской школы: Благо как наслаждение.

2.         Дилеммы кинического ригоризма: Благо как добродетель и благо как свобода.

3.         Эвдемонизм Эпикура.

4.         Ранняя Стоя: Природная необходимость и свобода духа.

5.         Римская Стоя: Благо подлинное и благо мнимое.

Литература:

Классическая философская литература:

·      Эпикур. Письмо к Менекею // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Из кн. X. – 2-ое изд. – М.: Мысль, 1986 (Философское наследие). – С. 402-406; то же: [1-ое изд.] – М.: Мысль, 1976. – С. 432-436; то же: Антология мировой философии в 4 т. – Т. 1, ч. 1. – М.: Мысль, 1969 (Философское наследие). – С. 354-358; то же: Т. Лукреций Кар. О природе вещей. – М.: Худож. лит., 1983 (Библиотека античной литературы). – С. 315-319.

·      Т. Лукреций Кар. О природе вещей. – Кн. 3 / Пер. Ф. Петровского. – М.: Худож. лит., 1983 (Библиотека античной литературы). – С. 93-122; то же: М.: Мир книги; Литература, 2006 (Великие мыслители). – С. 110-149; то же: Пер. И. Рачинского. – М.: Гос. антирелиг. изд-во, 1933. – С. 61-88.

·      М. Т. Цицерон. Тускуланские беседы // М. Т. Цицерон. Избранные сочинения. – М.: Худож. лит., 1975 (Библиотека античной литературы). – С. 207-357.

·      Л. А. Сенека. О блаженной жизни (пер. Т. Ю. Бородай) // Л. А. Сенека. Философские трактаты. – СПб.: Алетейя, 2000 (Античная библиотека: философия). – С. 12-39; то же: Историко-философский ежегодник ‘96. – М.: Наука, 1997. C. 40-64; то же: О счастливой жизни (пер. С. Ц. Янушевского) // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М.: Республика, 1995 (Библиотека этической мысли). – С. 167-192 (на с. 193-195 этого сборника под другим заглавием – «О блаженной жизни» – опубликованы отрывки из той же работы в переводе И. К. Луппола); текст трактата «О блаженной жизни».

Учебники и учебные пособия:

·      Г. Арним. История античной философии. – Гл. II, § 1:3-4; гл. III, § 2: Этика; § 3. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007 (Из наследия мировой философской мысли: античная философия). – С. 46-49, 131-199; то же: Европейская философия Древнего мира. – Софистика и cократика: Аристипп; Софистика и cократика: Антисфен; Эпикуреизм: Этика; Стоицизм.

·      ВФАсмус. Античная философия. – [Гл.] III, § 1, [разд.] Сократовские школы; [гл.] VII, [разд.] Этика Эпикура и сл.; [гл.] VIII-X. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 1989, 2001. – С. 89-91, 324-371; то же: 2-ое изд. – М.: Высшая школа, 1976. – С. 128-131, 434-497.

·      А. С. Богомолов. Античная философия. – Ч. 1, гл. V, § 1, [пп.] 1-2; ч. 3, гл. I, §§ 3-4; гл. II. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1985. – С. 126-132, 253-293.

·      В. Виндельбанд. История древней философии. – §§ 29-30, 46-47. – Киев: Тандем, 1995. – С. 124-133, 255-273.

·      История философии: Запад – Россия – Восток. Учебник для студентов высш. уч. заведений. – Кн. 1: Философия древности и средневековья / Под ред. Н. В. Мотрошиловой. – Ч. I, разд. II, гл. 4, [п. 7:] Боги, человек, нравственное поведение, счастье. – М.: “Греко-латинский кабинет” Ю. А. Шичалина, 1995. – С. 93-97 (см. также ч. I, разд. III, гл. 2, § 1, [п. 3:] Стоики, [п. 4:] Эпикурейцы; § 2; гл. 3, § 1. – С. 135-146, 148-152) ; оглавление кн. 1 (нумерация частей, разделов, глав и разделов глав в оглавлении опущена; номера страниц печатного издания указаны в конце каждого файла).

·      Ф. Ч. Коплстон. История философии: Древняя Греция и Древний Рим. – Гл. 14, 36-38, 40-41. – М.: Центрполиграф, 2003. – Т. 1. – С. 145-154; т. 2. – С. 150-189, 200-221.

·      Б. Рассел. История западной философии в её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. – Кн. 1, гл. XXVI-XXVIII – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1994. – Т. 1. – С. 225-228, 235-260.

·      ДжРеале, ДАнтисери. Западная философия от истоков до наших дней. – Кн. I, гл. 4, §§ 2.1-2.3; гл. 8, §§ 3.4-3.6, 4; гл. 10. – Т. 1: Античность. – СПб.: Петрополис, 1994. – С. 77-80, 185-200, 220-226.

·      В. Татаркевич. История философия. Античная и средневековая философия. – Пермь: Издательство Пермского университета, 2000. – С. 193-222.

·      С. Н. Трубецкой. Курс истории древней философии. – Ч. 1, гл. XII; ч. 2, [гл. 3:] Третий период развития греческой философии (до [разд. 6:] Этика эпикурейцев, вкл.). – М.: ВЛАДОС, Русский Двор, 1997. – С. 293-320, 455-485.

·      Э. Целлер. Очерк истории греческой философии. – §§ 37-38, 66-76, 84. – СПб.: Алетейя, 1996 (Античная библиотека: Исследования). – С. 97-103, 176-202, 214-218.

·      А. В. Чанышев. Курс лекций по древней и средневековой философии: Уч. пособие для вузов. – Темы 7, 8, 13, 15-16, 18-19. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 70-143, 185-198, 212-264, 281-320.

·      А. В. Чанышев. Курс лекций по древней философии: Уч. пособие для философ. фак. и отделений ун-тов. – Лекции XX, темы 44-45. – М.: Высшая школа, 1981. – С. 229-237.

Для подготовки к семинарским занятиям:

·      Р. А. Басов. История древнегреческой философии от Фалеса до Аристотеля. – М.: Издательский Дом «Летопись XXI», 2002. C. 221-239.

·      Т. Гомперц. Греческие мыслители. – Т. 2. – Гл. 7, 9. – СПб.: Алетейя, 1999 (Античная библиотека: Исследования). – С. 126-153, 187-218.

·      И. М. Нахов. Философия киников. – М.: Наука, 1982 (Из истории мировой культуры).

·      А. С. Степанова. Философия древней Стои. – СПб.: Алетейя – KN, 1995 (Античная библиотека: Исследования).

·      А. С. Шакир-Заде. Эпикур. – М.: Мысль, 1964 (Мыслители прошлого).

Дополнительная:

·      В. Виндельбанд. История философии. – §§ 14-16. – Киев: Ника-Центр; Вист-С, 1997 (Познание). – С. 134-169.

·      Д. В. Джохадзе. Основные этапы развития античной философии: К анализу диалектики историко-философского процесса. – Гл. 10-11. – М.: Наука, 1977. – С. 223-239.

·      Д. Дидро. Эпикуреизм, или эпикуризм: Статья из “Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел” // Д. Дидро. Соч. в 2 т. – Т. 2. – М.: Мысль, 1991 (Философское наследие). – С. 525-543.

·      В. Г. Иванов. История этики Древнего мира. – Гл. 3, § 6; гл. 4, §§ 1-2. – Л.: Изд-во Ленинградск. ун-та, 1980. – С. 180-194, 198-210.

·      П. Н. Краснов. Сенека // Сенека. Декарт. Спиноза. Кант. Гегель: Биогр. повествования / Сост., общ. ред. и послесл. Н. Ф. Болдырева. – Челябинск: Урал, 1995 (Жизнь замечательных людей. Биогр. б-ка Ф. Павленкова; Т. 16). – С. 5-73. 

·      А. Ф. Лосев. История античной эстетики: Ранний эллинизм. – Ч. 2, [гл.] III: Эпикуреизм. – Харьков: Фолио - М.: АСТ, 2000 (Вершины человеческой мысли). – С. 211-375; полный текст 1-ого полутома 5-го тома «Истории античной эстетики».

·      А. Ф. Лосев. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. – Ч. 1, [гл. III:] Сократики. – §§ 1-3. – Харьков: Фолио - М.: АСТ, 2000 (Вершины человеческой мысли). – С. 95-138; полный текст 2-го тома «Истории античной эстетики».

·      И. М. Нахов. Очерк истории кинической философии // Антология кинизма: Фрагменты сочинений кинических мыслителей. – М.: Наука, 1984 (Памятники философской мысли). – С. 5-52.

·      В. Сапов. О стоиках и стоицизме // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М.: Республика, 1995 (Библиотека этической мысли). – С. 5-12.

·      С. Н. Трубецкой. Эпикур // С. Н. Трубецкой. Курс истории древней философии. – М.: ВЛАДОС, Русский Двор, 1997. – С. 507-516.

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Оглавление

Литература для повторения

Электронные книги и сборники

Аудиокниги