Основы философии: Планы семинарских занятий. - Тема 9

Московский государственный институт международных отношений
(Университет)

Кафедра философии

Основы философии

Планы семинарских занятий
для первого цикла обучения

Раздел 1.  Античная и средневековая философия.

 

Тема 9.        Классическая китайская философия.

Темы устных рефератов и докладов:

1.         Конфуцианство и неоконфуцианство.

2.         Даосизм.

3.         Китайский буддизм.

Вопросы для обсуждения:

1.         Природа человека и природа общества.

2.         Путь природы и пути культуры.

3.         Учёность и сокровенное знание.

Литература:

Классическая философская литература:

·      Ван Чун. Лунь хэн. – Кн. 2, гл. 2: Что значит судьба; кн. 3, гл. 5: Природа вещей // М. Т. Степанянц. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. – М.: Восточная литература, 1997. – С. 301-313; избр. тексты китайских философов из «Восточной философии» М. Т. Степанянц.

·      Ван Янмин. Дао сюэ вэнь // М. Т. Степанянц. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. – М.: Восточная литература, 1997. – С. 339-347; избр. тексты китайских философов из «Восточной философии» М. Т. Степанянц.

·      Дао дэ цзин (пер. Ян Хин-шуна) // Древнекитайская философия: Собрание текстов в 2-х т. – Т. 1. – М.: Мысль, 1972 (Философское наследие). – С. 115-138; то же: Дао: Гармония мира. – М.: Эксмо-Пресс / Харьков: Фолио, 1999 (Антология мысли) . – С. 9-34; то же (пер. Е. А. Торчинова): Дао-дэ цзин (Канон Пути и его Благой Силы) // Е. А. Торчинов. Даосизм; Дао-дэ цзин.– СПб.: Петербургское востоковедение, 1999 (Мир Востока, [Вып.] I). – С. 227-285; то же (пер. Б. Б. Виногродского): Трактат о Пути и Потенции // Антология даосской философии. – М.: Клышников, Комаров и Ко., 1994. – С. 23-65; Дао дэ цзин в переводе Ян Хин-шуна; Дао дэ цзин в стихотворном переводе В. Перелешина).

·      Чжуан-цзы. – Гл. VIII-XI // Чжуан-цзы; Ле-цзы. – М.: Мысль, 1995 (Философское наследие). – С. 108-126; то же: Дао: Гармония мира. – М.: Эксмо-Пресс/Харьков: Фолио, 1999 (Антология мысли) . – С. 199-217.

·      Чжу Си. Син. Жэнь у чжи син. – Ч. II. Двадцать два параграфа из “Вэнь цзи” – “Собрания сочинений” // Человек как философская проблема: Восток – Запад. – М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1991 (Философская мысль континентов). – С. 225-237; то же: М. Т. Степанянц. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. – М.: Восточная литература, 1997. – С. 323-337; избр. тексты китайских философов из «Восточной философии» М. Т. Степанянц.

Учебники и учебные пособия:

·      История китайской философии. – Гл. 2. – М.: Прогресс, 1989. – С. 39-184.

·      История философии: Запад – Россия – Восток. Учебник для студентов высш. уч. заведений. – Кн. 1: Философия древности и средневековья / Под ред. Н. В. Мотрошиловой. – Восток. Гл. 1-2; гл. 3, § 2; гл. 4, § 2; гл. 5, § 2. – М.: “Греко-латинский кабинет” Ю. А. Шичалина, 1995. – С. 378-387, 392-395, 407-412, 426-429; оглавление кн. 1 (нумерация частей, разделов, глав и разделов глав в оглавлении опущена; номера страниц печатного издания указаны в конце каждого файла).

·      М. Т. Степанянц. Восточная философия. – Гл. I-V. – М.: Восточная литература, 1997. – С. 4-112.

·      М. Т. Степанянц. Философия древнего Востока // История восточной философии: Уч. пособие / Отв. редактор – М. Т. Степанянц. – М.: Институт философии РАН, 1998. – С. 5-20; полный текст учебного пособия.

·      Г. А. Ткаченко. Средневековая философия Китая // История восточной философии: Уч. пособие / Отв. редактор – М. Т. Степанянц. – М.: Институт философии РАН, 1998. – С. 49-71; полный текст учебного пособия.

·      А. В. Чанышев. Курс лекций по древней философии: Уч. пособие для философ. фак. и отделений ун-тов. – Лекции III-IV. – М.: Высшая школа, 1981. – С. 27-55.

Для подготовки к семинарским занятиям:

·      А. В. Мартынов. Конфуцианство; Лунь юй. В 2-х кн. – СПб.: Петербургское востоковедение, 2001 (Мир Востока, XI).

·      Л. С. Переломов. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. – Ч. I, гл. 3-4. – М.: Наука, 1981. – С. 51-130.

·      Е. А. Торчинов. Даосизм. – Ч. 2, [разд. 1-3] // Е. А. Торчинов. Даосизм; Дао-дэ цзин. – СПб.: Петербургское востоковедение, 1999 (Мир Востока, [Вып.] I). – С. 99-121.

Дополнительная:

·      М. Гране. Китайская мысль. – М.: Республика, 2004 (Религия. Культура. Наука).

·      Каидзука Ситэки. Конфуций: Первый учитель Поднебесной. ‑ М.: Центрполиграф, 2004.

·      А. И. Кобзев. Категории и основные понятия китайской философии и культуры // Универсалии восточных культур / Отв. ред. М. Т. Степанянц. – М.: Восточная литература, 2001 (История восточной философии). – С. 220-243.

·      В. В. Малявин. Конфуций. – М.: Молодая гвардия, 1992 (Жизнь замечательных людей).

·      В. В. Малявин. Чжуан-цзы. – М.: Наука, 1985 (Писатели и учёные Востока).

·      Т. В. Панфилова. Человек в мировоззрении Востока. – [Гл. 2:] Конфуцианское учение о человеке; [гл. 3:] Учение чань (дзэн)-буддизма о человеческой природе и индивидуальности. – М.: Знание, 1991 (Культура и религия). – С. 11-38.

·      И. И. Семененко. Афоризмы Конфуция. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1987.

·      Е. А. Торчинов. Даосизм: Опыт историко-религиозного описания. – Гл. 1, [§ 5:] Закономерности развития: даосизм «философский» и даосизм «религиозный»; [§ 9:] Общая характеристика даосского учения; [§ 10:] Даосская мысль: философия и этика «Учения о Сокровенном» (сюань-сюэ). – СПб.: Лань, 1998 (Философско-этические концепции Востока). – С. 51-64, 127-157.

·      А. Н. Чанышев. Начало философии. – [Гл. 4:] Начало философии в Китае. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1982 (История философии). – С. 57-118.

·      Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. – Гл. III-XIII. – СПб.: Евразия, 1998. – С. 50-178.

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Оглавление

Литература для повторения

Электронные книги и сборники

Аудиокниги

 

 

where can i find pure green coffee bean extract www pure coffee bean extract