Основы философии: Планы семинарских занятий. - Тема 11

Московский государственный институт международных отношений
(Университет)

Кафедра философии

Основы философии

Планы семинарских занятий
для первого цикла обучения

Раздел 1.  Античная и средневековая философия.

 

Тема 11.      Средневековая философия (схоластика).

Темы устных рефератов и докладов:

1.         Проблема универсалий: обоснование номинализма (Боэций, «Комментарий к Порфирию. – Кн. 1).

2.         Проблема универсалий: обоснование реализма (Боэций, «Комментарий к Порфирию. – Кн. 1).

3.         Проблема универсалий: обоснование концептуализма (Боэций, «Комментарий к Порфирию. – Кн. 1).

4.         Онтологическое доказательство бытия Бога (Ансельм Кентерберийский. «Прослогион»).

5.         Философия Ближнего Востока: мутакаллимы; арабский перипатетизм; философия суфизма.

Вопросы для обсуждения:

1.         Знание и вера. Философия и теология.

2.         Бытие Бога: доказательства и опровержения.

3.         Проблема универсалий.

Литература:

Классическая философская литература:

·      Ансельм Кентерберийский. Прослогион // Ансельм Кентерберийский. Сочинения. – М.: Канон, 1995 (История христианской мысли в памятниках). – С. 123-165; см. также: критический анализ онтологического доказательства Ансельма: фрагменты сочинений Р. Декарта, Б. Спинозы, Дж. Локка, Г. В. Лейбница, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля и др. (на англ. яз.).

·      А. М. С. Т. Боэций. Комментарий к Порфирию. – Книга 1 // А. М. С. Т. Боэций. «Утешение Философией» и другие трактаты. – М.: Наука, 1990 (Памятники философской мысли). – С. 5-30; полный текст книги 1; полный текст «Комментария к Порфирию» (отдельные фрагменты пропущены!).

·      Ибн Сина (Авиценна). Книга знания. – [Ч. 2:] Метафизика, [гл. 23-33:] Выяснение состояния необходимого и возможного существования и сл. до Объяснение того, что необходимосущее вечно, а все вещи созданы вкл. // Ибн Сина. Избранные философские произведения. – М.: Наука, 1980. – С. 134-144.

Учебники и учебные пособия:

·      История философии: Запад – Россия – Восток. Учебник для студентов высш. уч. заведений. – Кн. 1: Философия древности и средневековья / Под ред. Н. В. Мотрошиловой. – Ч. II, разд. II. – М.: “Греко-латинский кабинет” Ю. А. Шичалина, 1995. – С. 281-376; оглавление кн. 1 (нумерация частей, разделов, глав и разделов глав в оглавлении опущена; номера страниц печатного издания указаны в конце каждого файла).

·      Б. Рассел. История западной философии в её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. – Кн. 2, гл. VIII, X-XIV. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1994. – Т. 1. – С. 365-456; ч. 2 (гл. VII-XV) кн. 2.

·      Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. –Кн. 2, гл. 5-6; гл. 7, §§ 1-3. – Т. 2: Средневековье. – СПб.: Петрополис, 1994. – С. 86-192.

·      В. В. Соколов. Средневековая философия: Уч. пособие. – Разд. 2-4. – 2-ое изд., испр. и дополн. – М.: М.: Эдиториал УРСС, 2001. – С. 71-323; то же: [1-ое изд.] – М.: Высшая школа, 1979. – С. 97-423.

·      В. Татаркевич. История философия. Античная и средневековая философия. – Пермь: Издательство Пермского университета, 2000. – С. 322-472.

·      А. В. Чанышев. Курс лекций по древней и средневековой философии: Уч. пособие для вузов. – Тема 29. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 476-509.

·      А. Штёкль. История средневековой философии. – СПб.: Алетейя, 1996 (репринтное воспроизведение московского издания В. М. Саблина 1912 г.).

Для подготовки к семинарским занятиям:

·      Ю. Боргош. Фома Аквинский. – 2-ое изд. – М.: Мысль, 1975 (Мыслители прошлого) ; то же: [1-ое изд.] – М.: Мысль, 1966.

·      В. Виндельбанд. История философии. – §§ 23-27. – Киев: Ника-Центр; Вист-С, 1997 (Познание). – С. 242-293.

·      А. П. Курантов, Н. И. Стяжкин. Уильям Оккам. – М.: Мысль, 1978 (Мыслители прошлого).

·      Г. Д. Левин. Проблема универсалий: современный взгляд. – М.: Канон+, 2005. – С. 64-88.

·      С. А. Левицкий. Классические доказательства бытия Божия и современная философия // С. А. Левицкий. Трагедия свободы: Сочинения в 2-х т. – Т. 1. – М.: Канон, 1995 (История философии в памятниках). – С. 369-387.

Дополнительная:

·      Б. Э. Быховский. Сигер Брабантский. – М.: Мысль, 1979 (Мыслители прошлого).

·      Г. Гегель. Лекции по истории философии. – Кн. 3. – Ч. 2, гл. 1: Арабская философия; гл. 2: Схоластическая философия. – СПб.: Наука, 1994 (Слово о сущем). – С. 170-232; то же: Соч. в 14 т. – Т. 11. – М.: Парт. изд-во, 1935. – С. 126-164.

·      Д. В. Джохадзе, Н. И. Стяжкин. Введение в историю западноевропейской средневековой философии. – Гл. I, §§ 5-6; гл. II-V, VIII. – Тбилиси: Ганатлеба, 1981. – С. 43-189, 216-284.

·      Э. Жильсон. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века. – Гл. 4-9. – М.: Республика, 2004. – С. 176-543.

·      А. А. Игнатенко. Ибн-Хальдун. . – М.: Мысль, 1980 (Мыслители прошлого).

·      Ф. Ч. Коплстон. История средневековой философии. – [Гл. 4-15:] Раннее средневековье и сл. до XIV век [II] вкл. – М.: Энигма, 1997 (История духовной культуры). – С. 72-332.

·      Б. Г. Кузнецов. История философии для физиков и математиков. – [Гл.] VII. – М.: Наука, 1974. – С. 148-174.

·      И. В. Купреева. Ансельм Кентерберийский: Биографический очерк // Ансельм Кентерберийский. Сочинения. – М.: Канон, 1995 (История христианской мысли в памятниках). – С. 273-304.

·      Г. Кюнг. Великие христианские мыслители. – [Гл. 4:] Фома Аквинский: Университетская наука и папистская придворная теология. – СПб.: Алетейя, 2000 (Миф. Религия. Культура). – С. 163-208.

·      Г. Г. Майоров. Дунс Скот как метафизик // Дунс Скот, Иоанн. Избранное. – М.: Издательство Францисканцев, 2001 (Францисканское наследие. Т. III). – С. 28-83.

·      Б. Рассел. Проблемы философии. – Гл. 9-10. // У. Джеймс Введение в философию; Б. Рассел. Проблемы философии. – М.: Республика, 2000 (Философская пропедевтика). – С. 222-237.

·      А. В. Сагадеев. Ибн-Рушд (Аверроэс). – М.: Мысль, 1973 (Мыслители прошлого).

·      А. В. Сагадеев. Ибн-Сина (Авиценна). – М.: Мысль, 1980 (Мыслители прошлого).

·      К. Сират. История средневековой еврейской философии. – Иерусалим: Гешарим - М.: Мосты культуры, 2003 (Bibliotheca judaica).

·      В. С. Соловьёв. Дунс Скот // Философский словарь Владимира Соловьёва. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – С. 120-128.

·      М. Т. Степанянц. Философские аспекты суфизма. – М.: Наука, 1987.

·      К. Фишер. Введение в историю новой философии. – Гл. 4: Ход развития средневековой философии // К. Фишер. История новой философии: Введение в историю новой философии; Фрэнсис Бэкон Веруламский. – М.: Ермак, 2003 (Philosophy). – С. 100-126; то же: Введение в новую философию // К. Фишер. История новой философии. Декарт: Его жизнь, сочинения и учение. – М.: Мифрил, 1994. – С. 57-79; полный текст сочинения (текст гл. 4 см. в ч. 3 и ч. 4; нумерация страниц внутри файлов – по изданию: М.: Ермак, 2003).

·      Е. А. Фролова. История средневековой арабо-исламской философии: Учебное пособие. – М.: Институт философии РАН, 1995; полный текст учебного пособия.

·      А. Фулье (Фуйе). История схоластики // В. Виндельбанд. История древней философии. – Киев: Тандем, 1995. – С. 338-357.

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Оглавление

Литература для повторения

Электронные книги и сборники

Аудиокниги