(Университет)
Основы философии
Планы
семинарских занятий
для первого цикла обучения
Раздел
1. Античная и средневековая философия.
Тема 9. Классическая
китайская философия.
Темы устных рефератов и докладов:
1. Конфуцианство и неоконфуцианство.
2. Даосизм.
3. Китайский буддизм.
Вопросы для обсуждения:
1. Природа человека и природа общества.
2. Путь природы и пути культуры.
3. Учёность и сокровенное знание.
Литература:
Классическая философская литература:
·
Ван Чун. Лунь хэн. – Кн. 2, гл. 2: Что значит судьба;
кн. 3, гл. 5: Природа вещей // М. Т. Степанянц.
Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. – М.: Восточная литература,
1997. – С. 301-313;
·
Ван Янмин. Дао сюэ вэнь // М. Т. Степанянц. Восточная философия: Вводный курс. Избранные
тексты. – М.: Восточная литература, 1997. – С. 339-347;
·
Дао дэ цзин (пер. Ян Хин-шуна) // Древнекитайская философия: Собрание
текстов в 2-х т. – Т. 1. – М.: Мысль, 1972 (Философское
наследие). – С. 115-138; то же: Дао: Гармония мира. –
М.: Эксмо-Пресс / Харьков: Фолио, 1999 (Антология
мысли) . – С. 9-34; то же (пер. Е. А. Торчинова):
Дао-дэ цзин (Канон Пути и
его Благой Силы) // Е. А. Торчинов.
Даосизм; Дао-дэ цзин.– СПб.: Петербургское востоковедение, 1999 (Мир Востока, [Вып.] I). – С. 227-285; то же
(пер. Б. Б. Виногродского):
Трактат о Пути и Потенции // Антология даосской
философии. – М.: Клышников, Комаров и Ко., 1994. – С. 23-65;
· Чжуан-цзы. – Гл. VIII-XI // Чжуан-цзы; Ле-цзы. – М.: Мысль, 1995 (Философское наследие). – С. 108-126; то же: Дао: Гармония мира. – М.: Эксмо-Пресс/Харьков: Фолио, 1999 (Антология мысли) . – С. 199-217.
·
Чжу Си. Син. Жэнь у чжи
син. – Ч. II. Двадцать два параграфа из “Вэнь цзи” – “Собрания
сочинений” // Человек как философская проблема: Восток – Запад. – М.:
Изд-во Университета дружбы народов, 1991 (Философская мысль континентов).
– С. 225-237; то же: М. Т. Степанянц.
Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. – М.: Восточная
литература, 1997. – С. 323-337;
Учебники и учебные пособия:
· История китайской философии. – Гл. 2. – М.: Прогресс, 1989. – С. 39-184.
·
История
философии: Запад – Россия – Восток. Учебник для студентов высш. уч. заведений. –
Кн. 1: Философия древности и средневековья / Под
ред. Н. В. Мотрошиловой. – Восток.
Гл. 1-2; гл. 3, § 2; гл. 4, § 2; гл. 5,
§ 2. – М.: “Греко-латинский кабинет” Ю. А. Шичалина, 1995. – С. 378-387, 392-395, 407-412,
426-429;
· М. Т. Степанянц. Восточная философия. – Гл. I-V. – М.: Восточная литература, 1997. – С. 4-112.
·
М. Т. Степанянц.
Философия древнего Востока // История восточной философии: Уч. пособие / Отв. редактор
– М. Т. Степанянц. – М.: Институт
философии РАН, 1998. – С. 5-20;
·
Г. А. Ткаченко. Средневековая
философия Китая // История восточной философии: Уч. пособие / Отв. редактор – М. Т. Степанянц. –
М.: Институт философии РАН, 1998. – С. 49-71;
· А. В. Чанышев. Курс лекций по древней философии: Уч. пособие для философ. фак. и отделений ун-тов. – Лекции III-IV. – М.: Высшая школа, 1981. – С. 27-55.
Для подготовки к семинарским занятиям:
· А. В. Мартынов. Конфуцианство; Лунь юй. В 2-х кн. – СПб.: Петербургское востоковедение, 2001 (Мир Востока, XI).
· Л. С. Переломов. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. – Ч. I, гл. 3-4. – М.: Наука, 1981. – С. 51-130.
· Е. А. Торчинов. Даосизм. – Ч. 2, [разд. 1-3] // Е. А. Торчинов. Даосизм; Дао-дэ цзин. – СПб.: Петербургское востоковедение, 1999 (Мир Востока, [Вып.] I). – С. 99-121.
Дополнительная:
· М. Гране. Китайская мысль. – М.: Республика, 2004 (Религия. Культура. Наука).
· Каидзука Ситэки. Конфуций: Первый учитель Поднебесной. ‑ М.: Центрполиграф, 2004.
· А. И. Кобзев. Категории и основные понятия китайской философии и культуры // Универсалии восточных культур / Отв. ред. М. Т. Степанянц. – М.: Восточная литература, 2001 (История восточной философии). – С. 220-243.
· В. В. Малявин. Конфуций. – М.: Молодая гвардия, 1992 (Жизнь замечательных людей).
· В. В. Малявин. Чжуан-цзы. – М.: Наука, 1985 (Писатели и учёные Востока).
· Т. В. Панфилова. Человек в мировоззрении Востока. – [Гл. 2:] Конфуцианское учение о человеке; [гл. 3:] Учение чань (дзэн)-буддизма о человеческой природе и индивидуальности. – М.: Знание, 1991 (Культура и религия). – С. 11-38.
· И. И. Семененко. Афоризмы Конфуция. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1987.
· Е. А. Торчинов. Даосизм: Опыт историко-религиозного описания. – Гл. 1, [§ 5:] Закономерности развития: даосизм «философский» и даосизм «религиозный»; [§ 9:] Общая характеристика даосского учения; [§ 10:] Даосская мысль: философия и этика «Учения о Сокровенном» (сюань-сюэ). – СПб.: Лань, 1998 (Философско-этические концепции Востока). – С. 51-64, 127-157.
· А. Н. Чанышев. Начало философии. – [Гл. 4:] Начало философии в Китае. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1982 (История философии). – С. 57-118.
· Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. – Гл. III-XIII. – СПб.: Евразия, 1998. – С. 50-178.
9 |
|||||||||||||||||||