Московская международная школа
переводчиков (институт)
История
классической философии
(программа курса)
Задачей курса является ознакомление студентов с основными идеями, школами и персоналиями классической западной философии с античности до 40-х годов XIX века. Курс, рассчитанный на 36 часов, делится на две части: 1) античная и средневековая философия (16 часов); 2) новая философия (20 часов). Курс открывает цикл лекций по истории философии, включающий также курсы по истории современной западной и русской философии.
Раздел I. Античная и средневековая философия (16 часов).
Тема 1. Характер философского знания и задачи философии (2 часа).
Предмет философии. Мировоззрение и наука. Метод философии. Структура философского знания.
Тема 2. Ранняя греческая натурфилософия (2 часа).
Проблема первоначала (милетская школа). Проблема изменчивости (Гераклит и элеаты). Видимость и реальность (элейская школа).
Тема 3. Античный атомизм: обоснование материализма (2 часа).
Понятие атома. Физический и логический атомизм. Необходимость и случайность.
Тема 4. Платон: обоснование объективного идеализма (2 часа).
Сократ: от космоса к человеку. Онтология Платона: обоснование объективного идеализма (онтологическая, психологическая, гносеологическая и этическая аргументация). Гносеология Платона: критика сенсуализма и доктрина припоминания. Учение об идеальном государстве.
Тема 5. Философия Аристотеля (2 часа).
Критика платонизма. Онтология Аристотеля: типология причинности; учение о материи и форме. Теория познания. Этика.
Тема 6. Стоики и эпикурейцы (2 часа).
Сократические школы: киренаики и киники. Эпикур. Ранняя Стоя: природная необходимость и свобода духа. Римская Стоя: благо подлинное и благо мнимое.
Тема 7. Античный скептицизм (2 часа).
Принцип изостении. Недостоверность восприятия (тропы старших скептиков). Недостоверность рассуждения (тропы младших скептиков).
Тема 8. Средневековая философия (2 часа).
Знание и вера. Идея Бога. Творец и творение. Проблема бытия Бога: доказательства и опровержения. Проблема универсалий. Проблема теодицеи.
Раздел II. Новая философия (20 часов).
Тема 9. Ф. Бэкон: Обоснование эмпиризма. (2 часа).
Теория “идолов”. “Истинная индукция”. Опыт и эксперимент.
Тема 10. Р. Декарт и Б. Спиноза: обоснование рационализма. (2 часа).
Учение о методе: методологическое сомнение, естественный свет разума и критерий истины. Материальная и духовная субстанции. онтологические и гносеологические функции бога. Дуализм и монизм.
Тема 11. Дж. Локк и Г. Лейбниц: онтологические предпосылки и природа познания. (2 часа).
Дилемма рационализма и эмпиризма: неполнота индукции и проблема достаточного основания. Спор о врождённых идеях. Онтологическое единство познающего (разума) и познаваемого (природы) как предполагаемая предпосылка познания.
Тема 12. Дж. Беркли: обоснование субъективного идеализма (2 часа).
Критика концепции первичных и вторичных качеств. Вещи как комплексы ощущений. Солипсизм.
Тема 13. Д. Юм: Самокритика эмпиризма. (2 часа).
Онтологические альтернативы эмпирической философии. Субъективно-идеалистическое истолкование причинности. Скепсис и знание.
Тема 14. Философия Просвещения (2 часа).
Деизм и материализм. Единство души и тела. Ощущение и разум. Социальная философия и этика французских материалистов.
Тема 15. И. Кант: начало классической немецкой философии (2 часа).
Трансцендентальный метод. Априорные формы познания и мир опыта. Диалектика чистого разума и границы научного знания.
Тема 16. Этика И. Канта (2 часа).
Проблема автономной этики. Категорический императив. Диалектика практического разума.
Тема 17. Г. Гегель: абсолютный идеализм (2 часа).
Тождество бытия и мышления: Мир как саморазвивающийся разум. Диалектический метод. Философская система Гегеля.
Тема 18. Л. Фейербах и К. Маркс: конец классической немецкой философии (2 часа).
Эволюция гегельянства. Философия религии Л. Фейербаха. Антропология К. Маркса. Исторический материализм.
По окончании курса студенты сдают зачёт, в ходе которого они должны продемонстрировать знание основных проблем и представителей классической философской мысли, показать знание специальной литературы и продемонстрировать навыки самостоятельного рассуждения.
Учебники и учебные пособия:
Дополнительная литература:
Справочная литература:
Составитель – кандидат философских наук, доцент Н. И. Бирюков