Институт журналистики и
литературного творчества
История философии
(программа курса)
Задачей курса является ознакомление студентов с основными идеями, школами и персоналиями классической западной философии от античности до наших дней. Курс, рассчитанный на 16 часов, включает, помимо вводной лекции (1 час), три раздела: 1) античная и средневековая философия (6 часов); 2) новая философия (5 часов), 3) современная западная философия (4 часа).
Введение.
Тема 1. Характер философского знания и задачи философии (1 час).
Предмет философии. Мировоззрение и наука. Метод философии. Структура философского знания.
Раздел I. Античная и средневековая философия (6 часов).
Тема 2. Ранняя греческая натурфилософия.
Проблема первоначала (милетская школа). Проблема изменчивости (Гераклит и элеаты). Видимость и реальность (элейская школа).
Тема 3. Античный атомизм: обоснование материализма.
Понятие атома. Физический и логический атомизм. Необходимость и случайность.
Тема 4. Платон и Аристотель: обоснование объективного идеализма.
Сократ: от космоса к человеку. Онтология Платона: обоснование объективного идеализма (онтологическая, психологическая, гносеологическая и этическая аргументация). Гносеология Платона: критика сенсуализма и доктрина припоминания. Учение об идеальном государстве. Критика платонизма Аристотелем. Онтология Аристотеля: типология причинности; учение о материи и форме. Теория познания и логика.
Тема 5. Стоики и эпикурейцы.
Сократические школы: киренаики и киники. Эпикур. Ранняя Стоя: природная необходимость и свобода духа. Римская Стоя: благо подлинное и благо мнимое.
Тема 6. Античный скептицизм.
Принцип изостении. Недостоверность восприятия (тропы старших скептиков). Недостоверность рассуждения (тропы младших скептиков).
Тема 7. Средневековая философия.
Патристика. Идея Бога. Творец и творение. Знание и вера. Проблема теодицеи. Схоластика. Проблема бытия Бога: доказательства и опровержения. Схоластическая логика. Проблема универсалий.
Раздел II. Новая философия (6 часов).
Тема 8. Ф. Бэкон: Обоснование эмпиризма. (2 часа).
Теория “идолов”. “Истинная индукция”. Опыт и эксперимент.
Тема 9. Р. Декарт и Б. Спиноза: обоснование рационализма. (2 часа).
Учение о методе: методологическое сомнение, естественный свет разума и критерий истины. Материальная и духовная субстанции. онтологические и гносеологические функции бога. Дуализм и монизм.
Тема 10. Дж. Локк и Г. Лейбниц: онтологические предпосылки и природа познания. (2 часа).
Дилемма рационализма и эмпиризма: неполнота индукции и проблема достаточного основания. Локк и Лейбниц: спор о врождённых идеях. Онтологическое единство познающего (разума) и познаваемого (природы) как предполагаемая предпосылка познания. Онтологические альтернативы эмпиризма. Дж. Беркли: обоснование субъективного идеализма. Д. Юм: субъективно-идеалистическое истолкование причинности.
Тема 11. И. Кант: начало классической немецкой философии.
Трансцендентальный метод. Априорные формы познания и мир опыта. Диалектика чистого разума и границы научного знания. Этика Канта. Проблема автономной воли. Категорический императив. Диалектика практического разума.
Тема 12. Г. Гегель: абсолютный идеализм.
Тождество бытия и мышления: Мир как саморазвивающийся разум. Диалектический метод. Философская система Гегеля.
Раздел III. Современная философия (4 часа).
Тема 13. Марксизм и прагматизм: проблема практики.
К. Маркс: исторический материализм. Ч. Пирс: обоснование прагматизма. У. Джеймс: плюралистическая Вселенная. Дж. Дьюи: прагматистская интерпретация социальной реальности.
Тема 14. «Философия жизни» и неокантианство: проблема иррационального.
А. Шопенгауэр: мир как воля и представление. Ф. Ницше: воля к власти. А. Бергсон: интеллект и интуиция. В. Виндельбанд и Г. Риккерт: познание общего и постижение индивидуального.
Тема 15. Позитивизм и неопозитивизм: проблема научного знания.
О. Конт: обоснование позитивизма. Б. Рассел, Л. Витгенштейн и «Венский кружок»: философия логического анализа. «Поздний» Витгенштейн: философия лингвистического анализа.
Тема 16. Феноменология и экзистенциализм.
Э. Гуссерль: феноменологическая редукция. М. Хайдеггер: бытие и время. Ж.-П. Сартр: бытие и ничто. А. Камю: абсурд и бунт.
По окончании курса студенты сдают экзамен, включающий 1) защиту подготовленного заранее реферата по одному из классических или современных философских сочинений, 2) собеседование, в ходе которого должны быть продемонстрированы знание основных проблем и представителей классической философской мысли, специальной литературы и навыки самостоятельного рассуждения.
Учебники и учебные пособия:
Дополнительная литература:
Справочная литература:
Составитель – кандидат философских наук, доцент Н. И. Бирюков