Николай Бирюков

О преподавании русской философии

(структура курса и систематизация материала)

Серьёзной методической проблемой при изложении русской философии является представление материала в форме, удобной для запоминания и усвоения учащимися. Ниже приводится экспериментальная программа курса истории русской философии, прочитанного автором в Московской международной школе переводчиков и Московском государственном институте международных отношений в 1998/99 и 1990/2000 уч. гг.).

Раздел I.         Русская философия XIX века (16 часов).

Тема 1. Истоки и начало русской философии (2 часа).

Истоки русской философии: православная мысль в средневековой России; русское Просвещение; немецкая классическая философия и русские “любомудры”.

П. Я. Чаадаев (1794-1856): аномалии русской истории (невнимание Провидения к России; отсутствие устойчивых исторических традиций; отсутствие естественного начала и естественного завершения в русской истории; отсутствие национального единства; историческая неудача православия); онтология и гносеология (принципы объективности и единства; параллелизм двух миров; объективная обусловленность сознания); философия истории (идея новой философии истории; закономерность исторического процесса как основа единства истории человечества; диалектика свободы и необходимости; родовая сущность человека; историческое призвание и свобода; закон истории – закон нравственный; социально-историческая утопия); философия религии (религия – дело философов, а не богословов; вера в сверхъестественное).

Тема 2. Славянофилы (2 часа).

И. В. Киреевский (1800-1856): особенности русской культуры (“просвещения”); особенности психического склада русского человека; общинный дух.

А. С. Хомяков (1804-1860): теория соборности; теория целостного знания (всецелого разума); философия истории (иранство и кушанство); теория общины.

Тема 3. Западники (2 часа).

В. Г. Белинский (1811-1848): влияние Шеллинга, Фихте и Гегеля; гуманистический персонализм; критика религии; критика славянофильства.

А. И. Герцен (1812-1870): романтический период; натурфилософия (гегельянский период); социальная философия и философия истории (публицистический период: разочарование в Западе; алогизм истории; роль общины и миссия России).

Т. Н. Грановский (1813-1855): философия истории.

Н. В. Станкевич (1813-1840): философский идеализм.

М. А. Бакунин (1814-1876): “искание Бога в революции” (мистика отрицания и борьбы; противопоставление теории и “дела”); антитеологизм; анархизм.

Тема 4. Материализм и позитивизм в России (2 часа).

Н. Г. Чернышевский (1828-1889): эстетика реализма; партийность философии; критика дуализма души и тела; теория познания; философия истории; теория “разумного эгоизма”.

П. Л. Лавров (1823-1900): могущество научного знания; антропологизм (“личный принцип действительности”; принцип реализма; скептический принцип; автономия этики); философия истории (личность как источник истории; “субъективный метод” в истории и социологии; исторический прогресс и его; теория “критически мыслящей личности”).

Тема 5. Религиозная философия классиков русской литературы (2 часа).

Ф. М. Достоевский (1821-1881): антропология (этический персонализм; волюнтаризм и критика рассудочного утилитаризма; трагедия свободы; концепция “подпольного человека”); этика (примат этического; критика традиционного дуализма души и тела в этике; мистицизм); эстетика; историософия (почвенничество; идея всечеловечества; персонализм; тупики рационализма).

Л. Н. Толстой (1828-1910): философия истории; онтология (иллюзионизм); антропология (жизнь в двух мирах); этика (непротивление злу насилием); теология и сотериология; философия культуры.

Тема 6. Русский идеализм (2 часа).

П. Д. Юркевич (1827-1874): критика материализма (научность материализма; представление о чувственном как постороннем для субъекта; вторичность “механизма”); разум и опыт; философия сердца.

Б. Н. Чичерин (1828-1904): философский рационализм (смысл идеализма; логическая тетрада); политическая философия и философия истории (теория государства; история как история идей; политический либерализм).

А. А. Козлов (1831-1901): субстанциальное единство “я”; панпсихизм (мир как иерархия духовных субстанций); идеальность пространства и времени.

Тема 7. Поздние славянофилы (2 часа).

Н. Я. Данилевский (1822-1885): теория культурно-исторических типов; противостояние России и Европы; преимущества славяно-русской цивилизации.

К. Н. Леонтьев (1831-1891): фазы развития культур; элитаризм (антиэгалитаризм); византизм; исторический пессимизм.

Тема 8. Философия В. С. Соловьёва (1853-1900) (2 часа).

Онтология и гносеология (первоначальный вариант системы): теория цельного знания; доктрина всеединства; органическая логика; софиология.

Историософия: Богочеловеческий процесс; разделение церквей и его последствия; историческая миссия России; теократическая утопия; отказ от теократической утопии и критика исторического христианства; “Русский Апокалипсис”.

Этика (новый вариант системы): смысл жизни (критика альтернативных доктрин); три уровня добра (добро в человеческой природе; добро от Бога; добро чрез историю человечества)

Раздел II.        Философия “серебряного века” (14 часов).

Тема 9. Философы круга Соловьёва (2 часа).

Л. М. Лопатин (1855-1920): гносеология; типы философских систем; онтология (онтология веры; онтология разума; закон причинности; концепция субстанции и понятие монады); этика (учение о свободе воли).

С. Н. Трубецкой (1862-1905): гносеология и антропология (соборность сознания; три степени реальности и три познавательных способности); онтология (одушевленность Вселенной; “закон универсальной соотносительности”; “метафизический социализм”).

Е. Н. Трубецкой (1863-1920): гносеология (абсолютное сознание; “религиозный материализм”; процесс познания); этика (смысл жизни; Богочеловеческий процесс; зло и свобода); эстетика .

Тема 10. Русский марксизм (2 часа).

Г. В. Плеханов (1856-1918): функции философии и место марксизма в её истории (философия и наука; место марксизма в истории философской мысли; основные части марксистской философии); материализм (учение о материи; диалектика; теория познания); философия истории (материалистическое понимание истории; роль личности в истории; “осмысленное западничество”).

В. И. Ленин (1870-1924): политическая философия (учение о классовой борьбе; концепция революционного авангарда; учение о государстве); теория познания (партийность философии; гносеологические корни идеализма; теория отражения и учение об объективной истине; абсолютная и относительная истина); диалектика (“ядро диалектики”; принципы диалектики).

Тема 11. Религиозно-философский Ренессанс (2 часа).

Религиозно-философские собрания и общества: Религиозно-философские собрания; Петербургское (Петроградское) религиозно-философское общество; Московское религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьёва.

В. В. Розанов (1856-1919): антропология (“метафизика пола”); критика “исторического христианства”; историософский мистицизм.

Д. С. Мережковский (1865-1941): “правда о плоти”; историософия (“три Завета”); политическая философия.

В. И. Иванов (1866-1949): историософия; философия искусства (реинтеграция культуры; искусство как теургия; идеалистический и реалистический символизм); философия религии (“дионисийство”).

Андрей Белый (Б. Н. Бугаев) (1880-1934): символизм как миропонимание; антропософия.

Сборник “Вехи” (1909): “кружковщина” и сектантство; “философская истина” и “интеллигентская правда”; “героизм” и “подвижничество”; “нигилистическая религия земного благополучия” и безнравственная идея “коллективной пользы”; “навязчивая идея революционного переворота” и истинные пути прогресса; ценность правопорядка.

Тема 12. Русский экзистенциализм (2 часа).

Л. И. Шестов (1866-1938): иррационализм и скептицизм; зло и абсурдность мира; этика мистицизма.

Н. А. Бердяев (1874-1948) учение о творчестве; учение об объективации (дуализм духа и природы; “порча бытия”; гносеология); учение о свободе (свобода и детерминация; три вида свободы; свобода и ничто; Бог и свобода); этика (этика закона; этика искупления; этика творчества; “парадоксальность” этики; учение о всеобщем спасении); философия истории (кризис культуры; “новое средневековье”; исторические судьбы России).

Тема 13. Софиология (2 часа).

С. Н. Булгаков (1871-1944): сущность и типы философии (“троическая аналогия”; троичность предложения; история философии как история тринитарных ересей); учение о Софии (религиозный материализм; понятие Софии; “тварная София”: софиология хозяйства, софиология искусства, софиология пола, софиология творчества, софиология власти, софиология смерти, софиология истории).

П. А. Флоренский (1882-1937): София как многозначный символ; конкретная метафизика (философский символизм; гносеология; концепция Пан-символа; дискретность реальности; уровни смысловой выразительности; концепция пространства и пространственное понимание бытия); эстетика.

Тема 14. Русский интуитивизм (2 часа).

Н. О. Лосский (1870-1965): гносеология интуитивизма (открытость сознания; понятие интенциональности; гносеологическая координация; три вида интуиции); онтология иерархического персонализма (концепция субстанциального деятеля; мир как органическое целое; “отвлечённое и конкретное единосущие”); этика (последовательный индетерминизм; концепция “самотворения”; теономность морали).

С. Л. Франк (1877-1950): гносеология (учение о металогическом единстве; “антиномический монодуализм”; предмет знания; непостижимое как проблема гносеологии); онтология (непостижимое как проблема онтологии; критика детерминизма); этика (невозможность теодицеи; противоестественность мирового бытия); социальная философия (“ересь утопизма”; духовные основы общества).

Тема 15. Русский космизм (2 часа).

Н. Ф. Фёдоров (1829-1903): “небратское” состояние мира; философия “общего дела” (имманентное воскрешение; регуляция природы; полноорганность; неизбежность выхода в космос).

Космическая философия К. Э. Циолковского (1857-1935).

В. И. Вернадский (1863-1945): концепция ноосферы; автотрофность человечества.

“Воскресительная эротика” А. К. Горского (1886-1943).

Раздел III.       Русская послеоктябрьская философия (6 часов).

Тема 16. Философия русской эмиграции (2 часа).

Евразийцы (Н. С. Трубецкой, 1890-1938, П. Н. Савицкий, 1895-1968, П. П. Сувчинский, 1892-1985, Г. В. Флоровский, 1893-1979, и др.): антиевропеизм (Запад и Восток; католичество и православие); Россия как Евразия (континентальность Евразии; туранский тип личности); философия русской истории (татаро-монгольская государственность; имперский период; революции 1917 г. и гражданская война); политическая философия (пореволюционная миссия России; концепция идеократии; “новый правящий слой”).

Л. П. Карсавин (1882-1952): онтология (всеединство и триединство); философия истории и социальная философия (методология истории; концепция “симфонической личности”); философия религии и этика (метафизика любви; “жизнь чрез смерть”).

И. А. Ильин (1883-1954): философия права (божественный источник права; “аксиомы правосознания”: “закон духовного достоинства”, “закон автономии”, “закон взаимного признания”); этика (сопротивление злу силой); эстетика.

Тема 17. Немарксистская философия в СССР (2 часа).

Г. Г. Шпет (1879-1937): “положительная философия” (критика отрицательной философии; укоренённость в тотальности; рефлективность и интуиция; истина как проблема онтологии); феноменология.

А. Ф. Лосев (1893-1988): диалектическая феноменология; символизм; теория мифа (“эйдетическая” дефиниция мифа; “конкретная” дефиниция мифа; “мифы вокруг нас”).

Тема 18. Марксистская философия в СССР (2 часа).

Официозная советская философия (диалектический материализм и исторический материализм): основной вопрос философии; учение о материи (понятие материи, движение как способ существования материи, пространство и время как формы существования материи); диалектика (законы диалектики, принципы диалектики, категории диалектики); учение о сознании; теория познания (познаваемость мира, практика как основа процесса познания и критерий истины, учение об истине); “общественное бытие” и “общественное сознание”; общественно-экономические формации; теории классовой борьбы, социальной революции и государства; формы общественного сознания; критика буржуазной философии.

Советский “неомарксизм” (Э. В. Ильенков, 1924-1979, Ф. Т. Михайлов, род. 1930 Г. С. Батищев, 1932-1990, и др.): обращение к “раннему” Марксу; “реабилитация” идеального; природное и социальное; деятельностная сущность человека; генезис сознания; концепция “отчуждения”; диалектическая логика.

Как употребляется террасная доска в стоительстве веранды прочитать тут.