Трансцендентальная диалектика
Группы категорий |
Количество |
Качество |
Отношение |
Модальность |
||||||||||||
Виды суждений |
|
|
|
|
|
|
Категорические |
Гипотетические |
Разделительные |
|
|
|
||||
Логическое отношение |
|
|
|
|
|
|
субъекта |
основания к следствию |
членов деления друг к другу |
|
|
|
||||
Интерпретация как безусловного |
|
|
|
|
|
|
Безусловное категорического синтеза в субъекте |
Безусловное гипотетического синтеза в объекте |
Безусловное разделительного синтеза в системе |
|
|
|
||||
Виды умозаключений |
Категорические |
Гипотетические |
Разделительные |
|||||||||||||
Идеи разума (категории, расширенные до безусловного) |
Душа |
Мир |
Бог |
|||||||||||||
Метафизические науки |
Рациональная психология |
Рациональная космология |
Рациональная теология |
|||||||||||||
Диалектические выводы разума |
Паралогизмы чистого разума |
Антиномии чистого разума |
Идеал чистого разума |
|||||||||||||
Паралогизмы чистого разума |
|
|
Душа есть субстанция , |
|
||||||||||||
Система космологических идей |
Абсолютная полнота |
Абсолютная полнота |
Абсолютная полнота |
Абсолютная полнота |
||||||||||||
Антиномии чистого разума |
Математические |
Динамические |
||||||||||||||
Первая |
Вторая |
Третья |
Четвёртая |
|||||||||||||
Тезис |
Антитезис |
Тезис |
Антитезис |
Тезис |
Антитезис |
Тезис |
Антитезис |
|||||||||
Мир имеет начало (границу) во времени и в пространстве |
Мир во времени и в пространстве бесконечен |
Всё в мире состоит из простого |
Нет ничего простого, всё сложно |
В мире существуют свободные причины |
Нет никакой свободы, всё есть природа |
В ряду причин мира есть некая необходимая сущность |
В этом ряду нет ничего необходимого, всё в нём случайно |
|||||||||
Доказательства бытия бога (идеал разума) |
Физикотеологическое На основе данного нам в опыте (определённого опыта) разум умозаключает о существовании вне мира высшей причины |
Космологическое На основании понятия опыта вообще (неопределённого опыта) разум умозаключает к существованию абсолютно необходимой сущности |
Онтологическое Существование высшей сущности априорно выводится из понятия о ней |