Вопросы к экзамену
кандидатского минимума
по курсу «История и философия науки»
I. История. Философия. Наука.
1. Античная натурфилософия как первая форма рационального познания.
2. Гносеологический релятивизм софистов и скептиков.
3. Онтология и учение о двух формах познания античных атомистов.
4. Гносеологический абсолютизм Платона
5. Представления Аристотеля о науке.
6. Специфика античной рациональности.
7. Вера и знание в средневековой философии.
8. Соотношение религии и науки у Фомы Аквинского.
9. Формирование идеалов опытного и математического знания у Р. Бэкона и Оккама.
10. Становление науки и философии эпохи Возрождения.
11. Эмпиризм в философии XVII-XVIII вв.
12. Рационализм Декарта, Спинозы, Лейбница.
13. Концепция «всесилия разума» как компонент культуры Просвещения.
14. Учение Канта о теоретическом и практическом разуме.
15. Панлогизм и диалектика Гегеля. Гегелевская философия истории.
16. Марксизм о социальной обусловленности научного знания и мировоззрения.
17. Иррационалистские подходы к познанию и сознанию (Шопенгауэр, Ницше, Фрейд).
18. Разделение наук о природе и о культуре в неокантианской философии.
19. Примат позитивного знания у Конта и Спенсера.
20. «Критика опыта» в философии Маха и Авенариуса.
21. Феноменологический метод Гуссерля.
22. Новая картина мира в философии Бергсона и Дильтея.
23. Ломоносов и становление науки в России.
II.
Философия науки в XX-XXI вв.
24. Возникновение философии науки в качестве особого раздела современной философии.
25. Сциентизм и его критики. Проблемы технократии и меритократии.
26. Неопозитивистская критика метафизики и классические философские проблемы.
27. Конвенционализм Пуанкаре.
28. Логический атомизм Рассела.
29. «Венский кружок» об анализе языка науки.
30. Философская герменевтика Гадамера и Рикёра.
31. Бытие и человек в философии экзистенциализма.
32. Религиозная философия в эпоху научной революции (между традиционализмом и обновлением).
33. Проблемы науки и религии в трудах Флоренского и Лосева.
34. Учение Вернадского о биосфере и ноосфере.
35. Космизм Циолковского и Чижевского.
36. Критический рационализм Поппера.
37. Социологический и лингвистический «повороты» в философии науки последней трети XX в.
38. Лакатос о механизме развития научного знания.
39. Научные традиции и научные революции глазами Куна.
40. «Методологический анархизм» Фейерабенда.
41. Структурализм и постструктурализм в философии науки.
42. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки.
43. Общая характеристика постмодернистской философии науки.
44. Методологической значение синергетики.
45. «Глобальная деревня» Макклуэна (философские проблемы инфокоммуникационного общества).
46. Идеология, утопия и наука в мировоззрении XX-XXI в.в.
III.
Наука и методы научного познания.
47. Традиции и новации в развитии науки.
48. Место науки в современной культуре. Наука как социокультурный феномен.
49. Научное сообщество как субъект познания.
50. Научное знание как целостная, саморазвивающаяся система. Внутренние и внешние факторы ее развития.
51. Наука и обыденное сознание. Наука и искусство. Наука и религия.
52. Научная картина мира и ее мировоззренческая роль.
53. Эвристическое значение философских идей в развитии науки.
54. Современное понимание детерминизма в философии и естествознании.
55. Проблема практики и истины в современной науке и философии.
56. Структура эмпирического знания. Соотношение эксперимента, наблюдения с теоретическими обоснованиями науки.
57. Влияние филогенетических, личностных, социокультурных факторов в научном познании.
58. Агностицизм, скептицизм и проблема познаваемости мира.
59. Познавательное и ценностное отношение к действительности. Историческая изменчивость идеалов и норм научного исследования.
60. Особенности неклассической и постнеклассической науки.
61. Соотношение «фактуального» и «парадигмального» знанаия в науке.
62. Сходство и отличие наук о природе и наук об обществе.
63. Перспективы научно-технического прогресса. Историческая и ценностная обусловленность научного знания.
64. Основные противоречия и тенденции развития современной цивилизации. Унификация и разнообразие культур в условиях глобализации.
65. Инфокоммуникационное общество и его особенности.
66. Человек в условиях инфокоммуникационной глобализации.
67. Движущие силы развития современного общества. Роль ученых и интеллектуалов.
68. Влияние социальных и познавательных стандартов культуры на индивидуальную научную деятельность.
69. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
Список рекомендуемой основной и дополнительной литературы с включением Интернет-источников
Учебники и учебные пособия:
1. История философии: Запад – Россия – Восток. В 4-х кн. / Под ред. Н. В. Мотрошиловой, А. М. Руткевича. – М., 1995-1999.
2. Микешина Л. А. Философия науки: Эпистемология. Методология. Культура/ Учебное пособие. Издание 2-е, исправленное и дополненное. – М., 2006.
3. Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия/ Отв. ред.- сост. Л. А. Микешина. – М., 2006.
4. Томпсон М. Философия науки. – М., 2003.
5. Философия науки / Под ред. Липкина А. И. – М., 2007.
Дополнительная литература:
1. Аршинов В. Н. Синергетика как феномен постнеклассической науки. – М., 1999.
2. Вернадский В. И. Избранные труды по истории науки. – М., 1981.
3.
Вернадский В. И. Научная мысль как
планетарное явление. <
4.
Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере.
<
5. Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум. – М., 2003.
6.
Гайденко П. П.
История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М., 2000. <
7. Гайденко П. П. История греческой философии в ее связи с наукой. – М., 2006.
8.
Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. –
М., 1989. <
9. Додельцев Р. Ф. Введение в науку о науке. Ч. I. Зарождение науковедческой проблематики. – М., 2008.
10. Додельцев Р. Ф. Введение в науку о науке. Ч. II. Вселенная, жизнь, культура. – М., 2009.
11. Додельцев Р. Ф. Коннов В. И. Краткая история философии науки. – М., 2009.
12. Ильин В. В. Философия науки. – М., 2000.
13. Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего – М., 2003.
14. Кун Т.
Структура научных революций – М., 1977. <
15. Лакатос И. Методология исследовательских программ –
М., 2003. <
16. Малкей М. Наука и социология знания – М., 1983.
17. Маркова Л. А. Наука и религия: проблемы границ – СПб., 2001.
18. Мертон Р. Амбивалентность ученого – М., 1965.
19. Мертон Р. Социология познания. / Мертон Р. Социальная теория и социальная структура – М.: 2006.
20. Наука в культуре – М., 1998.
21. Научные и ненаучные формы мышления – М., 1996.
22. Огурцов А. П. Дисциплинарная структура науки – М., 1998.
23. Перспективы цивилизации. Философские проблемы: Сборник статей / Под общ. ред. Г. Ф. Хрустова, А. В. Шестопала – М.: МГИМО, 2009.
24. Поланьи Н. Личностное знание – М., 1985.
25. Поппер К.
Логика и рост научного знания – М., 1983. <
26. Поппер К. Объективное знание. Эволюционные подходы – М., 2002.
27. Пригожин Н., Стенгерс Н.
Порядок из хаоса – М., 1986. <
28. Риккерт Г.
Науки о природе и науки о культуре – М., 1998. <
29. Селье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым – М., 1987.
30. Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов – М., 2002.
31. Современная философия науки – М., 1996.
32. Стёпин В. С. Теоретическое знание – М., 2000.
33. Тулмин С. Человеческое понимание – М., 1984.
34. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки –
М., 1986. <
35. Философия науки: Вып. 1-6 – М., 1995-2000.
36. Философия мировой политики: Актуальные проблемы / Под ред. Г. К. Ашина, А. В. Шестопала. – М.: МГИМО, 2000.
37. Фоллмер Г. Эволюционная теория познания – М., 1998.
38. Хакен Г. Синергетика – М., 1980.
39. Холтон Дж. Тематический анализ науки – М., 1981.
40. Шрёдингер Э. Наука и гуманизм – М., 2001.
41. Эволюционная эпистомология: проблемы, перспективы – М., 1996.
42. Эйнштейн
А. Физика и реальность. М., 1965. <
Интернет-сайты:
<