Вопросы к экзамену
кандидатского минимума
по курсу «История и философия науки»
I. История гносеологии
1. Античная натурфилософия как первая форма рационального познания.
2. Гносеологический релятивизм софистов и скептиков.
3. Онтология и учение о двух формах познания Демокрита.
4. Гносеологический абсолютизм Платона
5. Аристотель между эмпиризмом и рационализмом.
6. Умозрительность античной рациональности.
7. Вера и знание в средневековой философии.
8. Соотношение религии и науки у Фомы Аквинского.
9. Формирование идеалов опытного и математического знания у Р.Бэкона и У. Оккама
10. Становление новоевропейской науки и философии эпохи Возрождения.
11. Эмпиризм в философии XVII-XVIII вв.
12. Рационализм Декарта, Спинозы, Лейбница.
13. Гносеология французских материалистов XVIII в.
14. Учение Канта о теоретическом и практическом разуме.
15. Панлогизм и диалектика Гегеля.
16. Марксизм о социальной обусловленности научного знания и мировоззрения.
17. Иррационализм Шопенгауэра и Ницше как реакция на рационализм Гегеля.
18. Разделение наук о природе и о культуре в неокантианской философии.
19. Примат позитивного знания у Конта и Спенсера.
20. «Критика опыта» в философии Маха и Авенариуса.
21. Феноменологический метод Гуссерля.
22. Новая картина мира в философии Бергсона и Дильтея.
23. Роль бессознательного в «глубинной психологии».
II. Философия науки в XX в.
24. Предмет и основные концепции философии науки.
25. Культ научно-технического разума и его противники.
26. Неопозитивистская критика метафизики и классические философские проблемы.
27. Конвенционализм Пуанкаре.
28. Логический атомизм Рассела.
29. «Венский кружок» об анализе языка науки.
30. Философская герменевтика Гадамера и Рикера.
31. Бытие и человек в философии экзистенциализма.
32. Существование и сущность человека в философии XX в.
33. Религиозная философия в эпоху научной революции (между традиционализмом и обновлением).
34. Учение Вернадского о биосфере и ноосфере.
35. Возникновение философии науки в качестве особого раздела современной философии.
36. Критический рационализм Поппера.
37. Социологический и лингвистический «повороты» в философии науки последней трети XXв.
38. Лакатос о механизме развития научного знания.
39. Научные традиции и научные революции глазами Куна.
40. «Методологический анархизм» Фейерабенда.
41. Структурализм и постструктурализм в философии науки XX в.
42. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки.
43. Общая характеристика постмодернистской философии науки.
44. Методологической значение синергетики.
45. «Глобальная деревня» Маклуэна (философские проблемы информационного общества).
46. Идеология, утопия и наука в мировоззрении XX в.
III. Наука и методы научного познания.
47. Возникновение науки и основные стадии ее исторического развития.
48. Место науки в современной культуре. Наука как социокультурный феномен.
49. Научное сообщество как субъект познания.
50. Научное знание как целостная, саморазвивающаяся система. Внутренние и внешние факторы ее развития.
51. Наука и обыденное сознание. Наука и искуство. Наука и религия.
52. Научная картина мира и ее мировоззренческая роль.
53. Эвристическое значение философских идей в развитии науки.
54. Современное понимание детерминизма в философии и естествознании.
55. Проблема практики и истины в современной науке и философии.
56. Структура эмпирического знания. Соотношение эксперимента, наблюдения с теоретическими обоснованиями науки.
57. Влияние филогенетических, личностных, социокультурных факторов на формирование и содержание сознания (познания).
58. Агностицизм, скептицизм и проблема познаваемости мира.
59. Познавательное и ценностное отношение к действительности. Историческая изменчивость идеалов и норм научного исследования.
60. Основные законы и категории диалектического мышления.
61. Основные формы и методы научного познания.
62. Сходство и отличие наук о природе и наук об обществе.
63. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса.
64. Основные противоречия и тенденции развития современной цивилизации. Унификация и разнообразие культур в условиях глобализации.
65. Информационное общество и его особенности.
66. Человек в условиях информационной глобализации.
67. Движущие силы развития современного общества. Социальная роль ученых и интеллектуалов.
68. Вера, сомнение, знание в обыденной жизни и в науке.
69. Личность и общество. Влияние социальных и познавательных стандартов культуры на индивидуальную научную деятельность.
Краткий список литературы к экзамену
«История и философия науки»
Учебники и учебные пособия:
1. Микешина Л. А. Философия науки: Учебное пособие. – М.: Прогресс-Традиция; Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2005.
2. Философия науки: Методология и история конкретных наук. – М.: Канон+, 2007
3. Философия науки: Хрестоматия. – М.: Прогресс-Традиция; Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2005.
Дополнительная литература:
1. Введение в философию. Под ред. И.Т. Фролова. М., 2001
2. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. М., 1997.
3. Наука в зеркале философии XX в. М., 1992
4. Никифоров А.Л. Философия науки. История и методология. М., 1998
5. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
6. Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994
7. Современная философия науки. М., 1996
8. Социокультурный контекст науки. М., 1998
9. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000
10. Философия науки. Вып. 1-